Развитие самостоятельности подростков при изучении основ конструирования и моделирования изделий из древесины на уроках технологии.
Учитель технологии: Пивоваров Д.В.
В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. В общей психологии самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.
Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т. д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.
Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся; во-вторых, содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности школьников может осуществляться поэтапно: на уроке, при изучении факультативного курса, в творческом объединении.
На уроке, прежде всего, решаются задачи обязательного для всех школьников учебного курса «Технология». Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов. Действительно, основные этапы проектирования - определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия - позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.
Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Роль педагога заключается в оказании помощи и создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.
На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех учебных проектов в год, охватывающих все разделы программы. Это позволяет совершенствовать познавательную и преобразовательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.
В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства и орудия труда, узкие области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают методы промышленного производства, подробно рассматривают экологические вопросы. Все больше развивается способность учащихся сопоставлять теоретические положения и конкретные действия. К концу 8 класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все еще нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений. Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от традиционного обучения без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи по развитию самостоятельности как качества личности.
Обучение подростков навыкам самостоятельной работы при изучении технологии.
В современной жизни необходимо не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и прежде всего умению работать с конспектом. Именно с него и начинается их обучение основным приемам самостоятельной работы. Как правило, не все дети имеют ясное представление о рациональных приемах работы по записыванию основного главного. Работа над конспектом, является творческим процессом. Необходимо при этом и проявить волю, заставить себя работать. Следует обучать детей вначале прислушиваться, а потом выбирать основное главное, что поможет восстановить весь материал, только после этого можно учить записывать содержание нового материала. Важно приучать детей широко использовать в конспектах заголовки, перечисления, выделять названия, определения. Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста.
Изучая раздел "Декоративно-прикладное творчество» (пиление строгание), обязательно составляем технологическую карту. Дети учатся не только читать, но и составлять схемы рисунков, затем последовательность изготовления изделия.
Надо стремиться к тому, чтобы уроки пробуждали у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, внеклассных занятий. Примером может служить выполнение проектов.
По моему мнению, заслуживают более высокой оценки устные ответы и письменные работы, в которых умело и к месту используется внеурочная информация, полученная за пределами учебника. При такой взаимосвязи классной и внеклассной работы уроки будут стимулировать творческую деятельность учеников, расширение и углубление знаний в интересующих их областях, а сообщения о результатах внеурочной деятельности будут способствовать расширению кругозора всех учеников класса, развитию их любознательности. При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» мы, конечно, берем за основу учебник, но в основном всем нравится работать с дополнительной литературой.
Говоря о требованиях к содержанию урока, нельзя забывать о дидактическом принципе доступности. Но доступное - не значит легкое. Слишком легкий материал не требует усилий воли и мысли детей, не вызывает у них интереса к изучаемому материалу, не способствует умственному развитию. Поэтому речь должна идти об определении меры посильной трудности содержания каждого урока. А эта мера не одинакова для всех ребят. Отсюда вытекает требование индивидуального подхода при подборе содержания заданий для самостоятельной работы ребят на уроке. Так, например, более сильным ученикам дать составлять более сложные технологические карты, постепенно усложняя их, поручить более сложные доклады, более трудные проекты, обеспечивая при этом усвоение обязательного материала всеми обучающимися. Учитель имеет возможность варьировать содержание самостоятельных работ, чтобы сильные ученики не топтались на месте, а слабые не отставали от общего движения класса.
Основы конструирования и моделирования изделий из древесины
Конструирование - это один из этапов создания изделия. («Конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство».)
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.
Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия. На рис. 25 приведена вариативность конструкторских решений декоративной кухонной доски.
Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.
Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.
Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
Экономичным считают из конструкторских решений изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации.
При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 26, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 26, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 26, в), верхнее изделие также будет бракованным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изображенной на рис. 26, в.
Одним из приемов конструирования является моделирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» - от латинского «множество».)
Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существующих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.
Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
На рис. 27 представлены деревянные модели (игрушки) трактора и автомобиля.
Практическая работа
Конструирование простейших изделий из древесины
1. Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.
2. Выполните технические рисунки лучшего изделия и чертежи его деталей.
3. Продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?
4. Какое значение имеет моделирование для разработки вашего творческого проекта?
Новые термины: Вариант, вариативность, дизайн, технологичность, прочность, надежность, экономичность, качество, свойство, модель.
Литература:
1. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. – 1998. - №2 С.38-42.
2. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 82с.
3. Дёмин. М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1983. С.22 - 25.
4. Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз 1961. - 127с.
5. Жиделев. М.А. Методы обучения трудовым действиям. - М.: Высшая школа 1972. - 95с.
6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся - М.: Посвет 1982. - 73с.
Краткое описание
Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструиро-вания и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных спо-собностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.
Описание
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
Минусинский район, Красноярский край
Разработал: учитель технологии Н.А. Витютнев
Аннотация к работе:
План-конспект урока технологии в 6 классе
Цель:
Задачи урока:
Рекомендации по применению:
урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.
План-конспект урока технологии в 6 классе
Тема: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Цель:
изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
Задачи урока:
усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Оборудование в учебном классе:
образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.
Оборудование в учебной мастерской:
токарные станки для обработки древесины ТД-120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ – для первого звена. Заготовки для щёток, линейки, карандаши, шило, сверлильный станок, капроновая нить, стамески, молотки – для второго звена.
Продолжительность занятия:
2 урока по 45 минут.
Структурные этапы урока:
Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)
I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)
1. Беседа по вопросам:
«Что необходимо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.
Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.
На доске:
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем
сделать плохо в десять раз более.
Аристотель
Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
Н. Г. Чернышевский
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Только труд дает право на наслаждение жизнью.
Н. А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.
П. Изложение программного материала (8 – 10 мин)
Иллюстративный рассказ.
Учитель
. В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование
- это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:
зрительное представление изделия;
составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
испытание на прочность и работоспособность;
устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств). Многовариантность в конструировании называют вариативностью
. Вариативность присуща дизайну
изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
Вариативность возможных конструкторских решений и художественного оформления представлена на рисунке 12 страница 22 учебника.
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля,
выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
- назначение -
способность удовлетворять определенную потребность человека; например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
- коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
- моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуальный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
- типологическая функция вещи - образец ряда, она представляет целый класс вещей;
- репрезентативная функция вещи -
представление человека во внешнем мире;
- декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование дает конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
1) технологичным,
то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;
2) прочным,
то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;
3) надежным,
то есть безупречно работать длительное время;
4) экономичным,
то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий. Рисунок 13 страница 23 учебника.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
а) неэкономично;
б) непрочно;
в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наилучший вариант.
Одним из приёмов конструирования является моделирование.
Модель
- уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия.
Создается модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам. Рисунок 14 страница 24 учебника.
Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).
III
.
Практическая работа (50 - 60 мин)
Выполнение заданий:
1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин)
2) Из примеров, представленных учителем выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного
инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин)
3) Предложите другие варианты изделий.
Учитель перед началом выполнения практического задания напоминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.
1.
Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
2.
Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
3.
Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
4.
Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
5.
Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
6.
Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.
В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит
сжатие
материала, затем
сдвиг
и
срез
волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий:
вращательное движение
заготовки и
поступательное движение
резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.
Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка - ответственная операция, от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала.
Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда, Таким образом, учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом.
После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он дает им разрешение на установку заготовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке второй группе.
Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.
Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести точение заготовок (сверление).
Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблюдением правил безопасности труда и т. д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путём проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приёмов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанных на чертеже.
Распилив заготовки по длине, учащиеся согласно технологическим картам выполняют их точение и разметку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.
В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки
– теплопроводностью
; охлаждение – их
конвекцией.
При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкции изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы детали, её элементов и размеров.
При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.
IV
. Итог урока.
·
Оценить ответы и работу учащихся,
(5 мин)
·
Провести уборку помещения мастерской,
(10 мин)
Домашнее задание:
подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
план конспект урока технологии в 6 классе.docx
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
Минусинский район, Красноярский край
Разработал: учитель технологии Н.А. Витютнев
Аннотация к работе: План-конспект урока технологии в 6 классе
Цель:
Задачи урока:
План-конспект урока технологии в 6 классе
Тема: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.
Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД-120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ – для первого звена. Заготовки для щёток, линейки, карандаши, шило, сверлильный станок, капроновая нить, стамески, молотки – для второго звена.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
Структурные этапы урока:
Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)
I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)
1. Беседа по вопросам:
«Что необходимо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.
Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.
На доске:
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем
сделать плохо в десять раз более.
Аристотель
Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
Н. Г. Чернышевский
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Только труд дает право на наслаждение жизнью.
Н. А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.
П. Изложение программного материала (8 – 10 мин)
Иллюстративный рассказ.
Учитель . В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:
зрительное представление изделия;
составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
подбор необходимого материала;
изготовление опытного образца;
испытание на прочность и работоспособность;
устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств). Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
Вариативность возможных конструкторских решений и художественного оформления представлена на рисунке 12 страница 22 учебника.
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
Назначение - способность удовлетворять определенную потребность человека; например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
Коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
Моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуальный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
Типологическая функция вещи - образец ряда, она представляет целый класс вещей;
Репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
Декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование дает конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;
2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;
3) надежным, то есть безупречно работать длительное время;
4) экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий. Рисунок 13 страница 23 учебника.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
а) неэкономично;
б) непрочно;
в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наилучший вариант.
Одним из приёмов конструирования является моделирование.
Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создается модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам. Рисунок 14 страница 24 учебника.
Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).
III . Практическая работа (50 - 60 мин)
Выполнение заданий:
1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин)
2) Из примеров, представленных учителем выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин)
3) Предложите другие варианты изделий.
Учитель перед началом выполнения практического задания напоминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.
Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.
В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.
Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка - ответственная операция, от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала.
Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда, Таким образом, учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом.
После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он дает им разрешение на установку заготовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке второй группе.
Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.
Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести точение заготовок (сверление).
Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблюдением правил безопасности труда и т. д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путём проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приёмов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанных на чертеже.
Распилив заготовки по длине, учащиеся согласно технологическим картам выполняют их точение и разметку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.
В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – теплопроводностью ; охлаждение – их конвекцией.
При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкции изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы детали, её элементов и размеров.
При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.
IV . Итог урока.
Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин)
Провести уборку помещения мастерской, (10 мин)
Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.
Тема: Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.
Слайд №1,2
Цель:
Образовательные: изучить с учащимися элементы и последовательность
конструирования и моделирования изделий
Развивающие: развивать творческую активность учащихся, учить
применять полученные знания на практике.
Воспитательные : воспитывать у учащихся аккуратность, ответственность,
умение применять на практике готовые изделия
Оборудование и инструменты: столярный верстак, столярные
инструменты, инструменты для разметки.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Назначение дежурных по мастерской.
Повторение пройденного материала.
Слайд №3 Беседа по вопросам: 1.Детали какой формы наиболее распространены в деревообработке? В деревообработке наиболее распространены детали призматической формы и круглые в поперечном сечении детали (имеющие ось вращения), такие как цилиндры и конусы. Призматическую форму имеют крышки столов и стульев, стенки ящиков, бруски рамок. Цилиндрическую или коническую форму имеют черенки для лопат, ручки для киянок, совков и напильников, круглые ножки столов и стульев и другие изделия. 2. Давайте вспомним, с чего начинают создание изделий из дерева? (Работу по изготовлению изделий начинают с выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей). 3. Что такое эскиз? Технический рисунок? Эскиз является условным изображением детали, выполненным от руки, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей. Технический рисунок представляет собой объемное с трех сторон изображение изделия. Слайд №4 4. Перед вами эскиз или технический рисунок? Докажите. (Технический рисунок кормушки, так как представляет собой объемное изображение изделия). 5. Какие чертежи называются сборочными? (Сборочный чертеж –это изображение изделия, состоящего из нескольких деталей) . Слайд №5,6 6. Прочтите сборочный чертеж угольника. Угольник состоит из линейки и основания, неподвижно склеенных между собой клеем точно под углом 90°. Основание угольника имеет на торце паз, в который вставляется и вклеивается линейка. На сборочном чертеже изображают только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия. Для сборочного чертежа угольника достаточно будет двух видов: главного вида (рис. а) и вида слева (рис. б). В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись (рис. г). В ней указывают название изделия или сборочной единицы и масштаб изображения. На сборочном чертеже проставляют только те размеры, которые нужно контролировать при сборке изделия. Для угольника - это габаритные размеры: 150, 200 и 30 мм. (Слово «габарит» в переводе с французского означает «наибольшая величина очертания».) Контролировать надо и точность соединения деталей 1 и 2 под углом 90°. Над основной надписью или на отдельных листах размещают спецификацию к сборочному чертежу (рис. в). Ее оформляют в виде таблицы. В ней перечисляют все детали изделия, указывают наименование, количество и материал деталей. (Слово «спецификация» произошло от двух латинских слов - «разновидность» и «делаю».) При чтении сборочного чертежа сначала изучают содержание основной надписи, название изделия и масштаб изображения. Затем изучают назначение и принцип действия изделия. По спецификации определяют названия деталей и материалы, из которых они изготовлены, находят их на всех видах сборочного чертежа и уясняют форму и конструкцию (устройство) изделия. Наконец определяют способы соединения деталей и последовательность их сборки.
Изложение программного материала.
Слайд№7-13 Конструирование - это один из этапов создания изделия. («Конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство».)
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.
Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Перед разработчиком (конструктором) в процессе
конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну . (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия. На рис. 1 приведена вариативность конструкторских решений подставок для карандашей.
Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий.
Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.
Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.
Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов.
Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество . Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 2, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 2, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 2, в), верхнее изделие также будет бракованным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изображенной на рис. 2, в.
а б в
Рис. 2. Схемы разметки изделий
Слайд№14
Моделирование. Одним из приемов конструирования является моде лирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» - от латинского «множество».)
Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существующих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.
Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
-
Практическая работа.
Слайд№15
Мы сегодня хотим изготовить ракетки для настольного тенниса, потому что они нам пригодятся на уроках физкультуры. Ракетка может иметь любой размер, форму, вес, но основание должно быть плоское и твердое. 85% толщины основания должна составлять древесина. Внешняя поверхность ракетки, кроме ручки, должна быть матовая, красная на одной стороне и черная на другой. Сторона ракетки, используемая для нанесения удара по мячу, должна быть закрыта пупырчатой резиной с пупырышками наружу. (Показ фабричного образца)
Конструирование простейших изделий из древесины
Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.
Выполните технические рисунки лучшего изделия и чертежи его деталей.
Подумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?
Какое значение имеет моделирование для
разработки вашего творческого проекта?
Что называют конструированием изделия?
Что называют вариативностью?
Какие изделия называют технологичными, прочными, надежными, экономичными?
Какие изделия называют качественными?
Что называют моделированием и моделью?
Для чего изготавливают модели?
Закрепление нового материала.
Заключительная часть.
Проверка вариативных изделий учащихся. Самооценка своих работ.
Выставление оценок. Уборка рабочих мест и помещения мастерски
Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.
Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект
Тема : Конструирование и изготовление изделий из древесины.
Цель : создать условия для формирования умений и навыков при конструировании изделий из древесины;
Воспитывать у учащихся самостоятельность, настойчивость в достижении цели, способность к творчеству;
Способствовать развитию воображения, технического творчества.
Объект труда : угольник столярный.
Оборудование : верстак, заготовки, линейка, карандаш, угольник, стамеска, киянка, рубанок, рашпиль, шлифовальная шкурка.
Ход урока .
- Организационный момент.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, назначение дежурных по мастерской.
Сообщение темы и цели урока.
- Изложение нового материала.
Что вы понимаете под термином «конструирование»?
(выслушиваются предположительные ответы)
Конструирование - это разработка конструкции изделия.
Под конструкцией понимают устройство (изделие) с определенным взаимосвязанным расположением его частей, способов их соединения и взаимодействия.
Любому процессу конструирования предшествует подготовительный этап.
Подготовительный этап.
1. Возникновение проблемы.
Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникновение проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он может помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.
2. Выявление основных параметров и ограничений.
Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.
3 . Миниисследование (выявление традиций, истории, тенденций)
Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.
4. Сравнительный анализ.
Для анализа подбирают конструкции, одинаковые по назначению и различные по устройству. Сравнивая конструкции между собой и сопоставляя с возможными условиями их изготовления и применения, выбирают лучшую. В анализ (например, приспособлений) входят критерии оценки совершенства конструкции, производительности труда, качества продукции, безопасности работы и, применительно к учебным мастерским, учебно-воспитательного воздействия на учащихся.
Совершенство конструкции определяется числом деталей и подвижных соединений, наличием унифицированных деталей, простотой изготовления и обслуживания. Если результаты применения одинаковы, лучшей считается конструкция, которая содержит меньше деталей и подвижных соединений. Предпочтительнее конструкция при прочих равных качествах, имеющая меньше деталей, большая часть которых унифицирована.
Основные требования к проектированию изделий
Технологичность позволяет производить изделие на универсальном оборудовании легко и без излишних затрат. Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами труда, например только механической обработкой. Нетехнологичными считаются детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без нее.
Экономичность требует производства изделия с наименьшими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплуатации изделия или реализации технологии. Экономичность противоречит точности детали или изделия. Чем выше точность, тем больше времени, энергии, человеческих сил потребуется на изготовление детали, тем дороже она будет. Поэтому точность изготовления должна быть такой, чтобы деталь не стоила слишком дорого.
Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства) предусматривает изготовление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.
Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма.
Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.
Этапы конструирования
1. Выполнение набросков, рисунков.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия. У разработчика (конструктора) в ходе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его художественному оформлению - дизайну.
2. Выполнение эскизов, чертежей. При подготовке рабочих чертежей, конструктор решает вопросы подбора материалов с учетом их оптимальной работоспособности, свойств; определения величин нагрузок, действующих на детали, узлы; производит расчет размеров деталей.
Таким образом, сам процесс конструирования предполагает самостоятельную мыслительную работу по определению формы каждой детали, наиболее соответствующей ее назначению и возможности изготовления (технологичности) в зависимости от того, будет ли производство единичным или серийным.
При конструировании изделий, состоящих из нескольких деталей, определяют способы их соединения и взаимодействия, порядок обработки и сборки, т. е. осуществляют планирование и осмысливание предстоящей работы.
Занятия по конструированию способствуют активизации умственной деятельности, развивают наблюдательность, помогают сознательно усваивать учебный материал, ускоряют формирование трудовых навыков.
Будущий учитель труда обязан овладеть конструированием изделий, умениями руководить юными конструкторами.
III. Практическая работа.
Задание:
1) сконструируйте несколько вариантов столярного угольника из древесины;
2) выполните технический рисунок лучшего варианта вашего столярного угольника и чертежи его деталей;
3) продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным;
4) изготовьте столярный угольник.
Инструктаж по технике безопасности:
1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
2) Следует надежно закреплять заготовки в зажимах верстака.
3) Следует быть осторожным при работе со стамеской.
4) Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Возможные ошибки:
Несоответствие размеров размеченных заготовок, необходимость подгонки; причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдение приемов разметки или неаккуратность, невнимательность работающего.
IV. Заключительная часть урока.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
Домашнее задание:
повторить пройденный материал;
Уборка рабочих мест.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Курс лекций
Красноярск, 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра технологии деревообработки
Л.В.ПАХНУТОВА
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Курс лекций
Направление подготовки
250400 Технология лесозаготовительных
и деревоперерабатывающих производств
Профиль подготовки
Технология деревообработки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная сокращенная
Красноярск, 2011
Конструирование изделий из древесины: Курс лекций для студентов направления подготовки 250400 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, профиль подготовки Технология деревообработки, квалификация (степень) выпускника бакалавр, форма обучения очная сокращенная /сост. Л.В.Пахнутова. - Красноярск: СибГТУ, 2011. – 40 с.
Составитель:
канд. техн. наук, доцент кафедры технологии деревообработки Пахнутова Л.В.,
Рекомендуется студентам, изучающим основы конструирования изделий из древесины. Представляет интерес для специалистов различных областей технических наук, занимающихся проблемами профессионального становления специалистов по деревообработке. Может быть использовано в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
Утверждено на заседании кафедры технологии деревообработки
03.06.2011Г., протокол № 4
«___» ____________ 2011 г., протокол № ___
Введение……………………………………………………………..…… | |
Модуль 1 Основы конструирования изделий из древесины и древесных материалов ……………………………………………………………. | |
Тема 1.1 Стадии проектирования изделий из древесины …….…….. | |
Тема 1.2 Классификация изделий из древесины. Требования, предъявляемые к изделиям из древесины………………………………………… | |
Тема 1.3 Структура изделий из древесины. Правила конструирования…………………………………………………………….......................... | |
Тема 1.4 Компоновка деталей и сборочных единиц в изделиях из древесины…………………………………………………………………. | |
Модуль 2 Теоретические основы конструкторской точности……….. | |
Тема 2.1 Взаимозаменяемость. ГОСТ 6449 Древесина и древесные материалы. Допуски и посадки……………………………………………… | |
Тема 2.2 Точность обработки. Методы определения погрешностей обработки……………………………………………………………………... | |
Тема 2.3 Предельные калибры в деревообработке…………………... | |
Тема 2.4 Виды неровностей обработанных поверхностей…………... | |
Тема 2. Методы определения шероховатости поверхности. ГОСТ 7016 Древесина. Параметры шероховатости поверхности ……………..… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..……………………………..…… | |
Библиографический список ……………..…………………………..……… | |
Приложение А (справочное). Перечень ключевых слов …..……………… |