«Ненависть к себе - чувство, которое мы редко осознаем, - рассказывает Шарль Ройзман. - Во-первых, оно настолько неприятно и разрушительно, что мы его вытесняем. Во-вторых, встречаясь с трудностями, мы чаще всего думаем, что их причиной стали другие люди или неблагоприятные обстоятельства. Нам трудно признать, что они вызваны нашими внутренними проблемами и тем, что эти проблемы создает: недостойным образом самого себя».
Почему мы говорим о ненависти, а не о недостатке уверенности в себе или заниженной самооценке? «Потому что это совершенно определенное чувство, вызывающее искаженное представление о себе как о чудовище: мы осознаем себя целиком как плохих, неадекватных, ни на что не годных».
Отвратительное создание, которое мы любой ценой хотим скрыть от окружающих и от самих себя, - на самом деле раненое существо: в детстве члены семьи или окружающие истязали нас, терзали насмешками, беспрестанными обвинениями, отстранением, отвержением и дурным обращением, и все это заставляет нас по-прежнему стыдиться самих себя.
Пережитое в прошлом насилие заставляет нас думать, что мы все время поступаем неправильно, вынуждает отказываться от себя в пользу других или подчиняться тем, кто внушает нам страх. А ведь в большинстве случаев у нас даже нет ясного осознания того, что мы пережили. И вместо того, чтобы себе посочувствовать, мы продолжаем плохо с собой обращаться и считать себя жалкими.
Действительно я виноват или я чувствую себя виноватым, потому что мне регулярно внушали чувство вины?
В сущности, ненависть к себе - это любовь, которая потерпела разочарование и превратилась в свою противоположность. Из-за травм мы не можем стать тем, кем мы надеемся быть. И мы себе этого не прощаем.
Наши ущербные представления о себе не могут не сказываться на нашей жизни. Но если мы их нащупаем, у нас появится шанс от них освободиться.
Шарль Ройзман предлагает три пути к исцелению:
«Во-первых, посмотреть, как мы относимся к другим - требовательно, критически, - чтобы лучше понять, как относились к нам.
Во-вторых, выявить наши негативные представления о себе и попытаться понять, откуда они взялись.
В-третьих, что самое важное, - научиться различать фантазии и реальность: оправданны ли упреки, которые я себе адресую? Действительно я виноват или я чувствую себя виноватым, потому что мне регулярно внушали чувство вины?
Нужно в какой-то момент вступить в борьбу с самим собой и перестать заранее приговаривать себя. Распознав признаки ненависти к себе в разных областях жизни, мы сможем спокойнее принимать свои недостатки, равно как и свои достоинства».
В наших отношениях
Воспроизведение насилия, трудности с созданием интимного пространства. Поскольку мы не осознаем того, что с нами делали, мы рискуем, сами того не замечая, в свою очередь быть невнимательными, обвинять, подавлять и унижать партнеров, детей, коллег… «Это насилие, которое мы воспроизводим, ограничивает нашу способность любить других такими, каковы они есть, и показывать себя такими, каковы мы на самом деле. То есть в конечном счете создавать близость».
Мы скрываемся за (слишком) положительными образами себя (милый, идеальный, преданный) или же за слишком провокативными («я такой как есть, нравится вам это или нет», «я слишком дорожу своей свободой, чтобы с кем-то связываться»). Эти позиции позволяют нам держать окружающих на расстоянии, но также выдают глубинную неуверенность в себе.
В наших достижениях
Оставленные мечты, таланты, зарытые в землю. «Из-за того, что мы недостаточно себя любим, нам трудно добиваться своих целей: мы не принимаем всерьез свои мечты, не осмеливаемся исполнять свои желания, мы просто не даем себе такой возможности», - отмечает Шарль Ройзман.
Мы вечно откладываем на потом ту жизнь, которую хотели бы вести: мы не чувствуем себя ни достойными счастья, ни способными на него.
И тогда мы либо себя утешаем, либо занимаемся самосаботажем. И при этом так никогда и не реализуем свой недооцененный потенциал. Скука и ощущение, что мы живем не своей жизнью, - вот верные признаки ненависти к себе, которую мы не признаем. Чтобы смириться со своими разочарованиями, мы убеждаем себя, что в жизни никто никогда не делает того, что хочет.
В нашей работе
Нереализованные амбиции, синдром самозванца. Точно так же ненависть к себе сдерживает профессиональное развитие. Если мы убеждены в своей ничтожности, если мы не даем себе права на ошибку, то всякая встреча с трудностями при освоении новых задач, всякая критика могут стать невыносимыми. Вместо того чтобы прислушиваться к своему желанию развиваться, мы делаем вид, что у нас нет амбиций, что мы предоставляем это право другим. «Мы обращаем презрение, которое испытываем к себе, на тех, кто преуспевает и кому мы завидуем, хотя и не можем в этом себе признаться», - отмечает Шарль Ройзман.
Если несмотря на все это мы добиваемся ответственной должности, нас поджидает синдром самозванца: «Мы не чувствуем себя способными исполнять доверенные нам функции, и мы испытываем ужас при мысли, что нас вот-вот разоблачат», - объясняет он. Ненависть к себе мешает признать свои достоинства: если мы преуспеваем, то это лишь потому, что другие ошиблись на наш счет.
В нашем теле
Непризнание красоты, пренебрежение здоровьем. То, как мы заботимся о самих себе, очевидно связано с тем, насколько мы себя ценим. Если когда-то нами пренебрегали, теперь мы пренебрегаем сами собой: бесформенная одежда, неаккуратная прическа… Если мы не можем показаться на люди без сложного макияжа или тщательно продуманного наряда, это тоже свидетельствует о недостатке уверенности в себе и о нежелании, чтобы нас видели в естественном состоянии.
Что не так очевидно, «ненависть к себе также проявляется в пренебрежении к своему здоровью: мы не идем к стоматологу, гинекологу. Мы думаем, что заслуживаем этих разрушений, страданий, и не осмеливаемся показать кому-то части своего тела, которых нас заставляли стыдиться.
В наших привязанностях
Потребность в «костылях», трудности с выбором. «Когда мы были детьми и нам не удалось получить подтверждения своего существования через одобрение, разрешение, признание со стороны родителей, это нанесло удар по нашей способности быть самостоятельными», - поясняет Шарль Ройзман. Повзрослев, мы не умеем принимать решения, делать выбор самостоятельно. Нам по-прежнему нужно опереться на кого-то, а если этот кто-то недоступен, то на что-то. Эта зависимость создает почву для навязчивых потребностей и болезненных привязанностей. Она также делает нас уязвимыми для сексуальных домогательств и злостных манипуляций. Так или иначе, она свидетельствует о нашей убежденности, что сами по себе мы не заслуживаем права на существование.
Об эксперте: Шарль Ройзман - основатель социальной психотерапии, соавтор книги «Как научиться любить себя в трудные времена».
Человек - существо социальное. Это неоспоримый факт. Но есть люди, которых тяготит общение и большое количество людей вообще. Такой человек называется мизантропом. Он придерживается главного принципа своей жизни - «ненавижу людей» - и делает все, чтобы избегать тесного контакта с ними. Иногда такая жизненная позиция является следствием каких-либо фобий, например, социофобии . А порою просто становится жизненной философией.
Мне хорошо от негатива
Есть цветы, которые любят солнце. А есть, которым больше по душе затененная местность. По аналогии, большинство людей рады позитивному взаимодействию с окружающими. Но мизантропы, наоборот, получают удовольствие от ненависти. Но главное не в этом. Такие личности свято верят, что на явной или скрытой ненависти построены все межличностные отношения, и такие понятия, как любовь, преданность, привязанность - лишь красивый вымысел писателей и поэтов. К чему лукавить и притворяться? Можно быть откровенными и просто «не любить».
История знает примеры знаменитых «нелюдимов», которые при этом покорили мир. К ним относятся А. Шопенгауэр, А. Гордон, А. Малыгин и многие другие.
Почему появляется ненависть?
Существует множество факторов, которые способствуют появлению мизантропии. Попробуем описать лишь самые распространенные варианты.
- Любая критика - неправда. Есть люди, неуверенные в себе настолько, что любая критика со стороны вызывает у них просто бурю эмоций и способна долго мешать им вновь заняться делом. Поэтому таким личностям легче просто отгородиться от всего света, чтобы не слышать и не переживать даже грамма негатива (или того, что они за него приняли).
- Больно замечать свою «соринку», лучше обсудим чужое «бревно». Сейчас мы не будем обсуждать, что в босоногом детстве вызвало комплекс неполноценности. Но и с этим чувством, и с самой детской психотравмой работать порою бывает крайне болезненно. В чем же можно увидеть выход? В том, чтобы «обливать грязью» других и отмечать для себя все недостатки окружающих. Ведь чувствовать себя лучше можно не только стараясь развиваться самому, но и унижая других.
- Если я такой умный, почему же я такой бедный? Часто мизантропию порождает банальная зависть. Не важно к чему: внешним данным, успехам, материальному состоянию. Но ни прикладывать усилия, ни признаться себе в такой банальной «зеленой жабе» не хочется. Поэтому лучше подменить понятия, говоря о ненависти вообще.
- А судьи кто? Часто приступы ненависти зависят от особенностей воспитания. Представим себе пожилую бабушку, которая вынуждена, в силу сложившихся обстоятельств, поднимать сама внуков. Видя шикарные машины и дорогую одежду других людей, она проецирует свою боль и усталость, обзывая их «ворюгами», «бандитами» или «проститутками». Поскольку, по ее убеждению, честным трудом такие «деньжищи» заработать невозможно. Таким образом, внуки будут усваивать такое же отношение к окружающим. А возможные обиды в классе будут только усугублять ненависть к людям. Классическим примеров является история двух братьев - бандитов и убийц, которые совершали свои злодеяния в течение трех лет. Когда после поимки их спросили о причинах такого поведения, они ответили, что их мама, бывшая дворянка, указывая на пароходы и старинные дворцы, постоянно внушала им, что если бы не «все эти людишки», отнявшие у них в 17-м все состояние, то сейчас бы они жили так, как им это предназначалось - купались бы в роскоши и возможностях. Естественно, что вместе с болезненным самомнением она воспитала в своих детях жгучую ненависть к другим людям.
Так к кому же ненависть?
Если еще раз перечитать все вышесказанное, то получается странная картина: такой человек, по большому счету, ненавидит сам себя, а не других. За то, что не может чего-то добиться, не имеет машины, квартиры, дачи, не может наладить близкие и теплые отношения.
Почему тяжело работать с мизантропией?
А все потому, что ярко выраженные мизантропы не видят в ненависти ничего плохого и вряд ли захотят от нее избавиться. Если есть желание что-то изменить - значит, вы еще находитесь в самом начале «пути отчуждения», и все в ваших руках:
- Осознайте, что ваши эмоции - это только ваше дело. Остальным, по большому счету, все равно, что вы о них думаете.
- Решите раз и навсегда, что вы хотите избавиться от ненависти. Это сложно, потому что такие эмоции - отличный защитный механизм, своеобразный «панцирь». Подумайте, под силу ли вам его снять.
- А для этого четко поставьте себе цель, для чего вы будете изменяться. Общие и размытые понятия не годятся. Все должно быть ясно и очень личностно. Например, хочу ребенка, дом, стать руководителем. Для этого намечаю план взаимодействия.
- Обязательно подберите себе психолога или психотерапевта. Многие ступени преодоления внутренних протестов очень болезненные, и лучше их пройти со специалистом.
А есть ли другая причина ненависти?
Увы, но мизантропия - это приобретенные навыки взаимодействия с окружающей действительностью. Но существуют и другие случаи, одним из признаков которых может стать ненависть к людям. Давайте разберем некоторые из таких:
- При шизоидной психопатии не совсем уместно говорить о «ненависти». Однако можно констатировать, что общество вообще воспринимается как «стадо баранов», поэтому шизоид не хочет подстраиваться под ряд принятых норм и не умеет проявлять заботу даже по отношению к очень близким людям. Это «неприятие надоедливых людишек» и может трактоваться как ненависть. Однако отличительным признаком такого человека принято считать тот факт, что сам негатив не прельщает. Он более поглощен своими внутренними умозаключениями и просто отгоняет людей, как надоедливых мух. Если это про вас, хочу констатировать, что самому с этой проблемой не справиться. В этом случае обязательно потребуется помощь психолога или даже психиатра.
- Ответная реакция на сверхстресс. Это тема для отдельного длительного разговора. Если же кратко, то порою жизнь преподносит немыслимые испытания: жестокие изнасилования, террористические акты переворачивают мировоззрение клиента .
Во время крушения судна «Адмирал Нахимов», например, одна из потерпевших описывала, что мужчина ради спасения себя утопил женщину с ребенком, отобрав у них какой-то плавучий предмет.
Еще пример. Женщина не справилась с управлением и вылетела с оживленной трассы, получив серьезнейшие травмы. Ее малолетний сын безуспешно пытался позвать на помощь. Никто из водителей не останавливался. А когда он добрался пешком до ближайшего населенного пункта, то еле допросился вызвать на место аварии скорую.
Внутренние конфликты на почве религиозных верований и этнические противостояния приводят к массовым «зачисткам», свидетелями которых могут становиться дети и подростки.
Естественно, что такие вещи способны спровоцировать ненависть как к определенной группе людей, так и к людям вообще. И здесь работа должна обязательно начинаться с консультации психиатра, а затем - психотерапевта.
- Подростковый максимализм. Еще одна интересная и мало изученная тема касается «вселенской нелюбви» как проявления становления личности . Подростки в период активной гормональной перестройки вообще склонны к частым и скачкообразным сменам настроения. Поэтому незначительное разочарование, которое в другое время прошло бы незаметно, может вызвать глобальную нелюбовь. Кстати, гормонально обусловленная ненависть из-за чувства глубокой обиды может возникнуть не только у подростков, но и у беременных, молодых мамочек или у людей (заметим - не только у женщин) в период возрастной менопаузы (да, оказывается у мужчин она тоже бывает). Такие проблемы требуют комплексного подхода. И, помимо психолога, возможно потребуется консультация педиатра, эндокринолога, гинеколога или иных специалистов узкого профиля.
В заключение хочется сказать, что нерешаемых проблем в жизни не существует. Но не стоит ожидать, что кто-то поможет вам без вашего на то желания. Разве вам хочется, чтобы психолог догнал вас на улице и насильно «сделал добро»? Примите тот факт, что это ваша проблема, и бороться с ней, если есть желание, будете именно вы. А психолог, врачи и близкие люди способны лишь немного вам в этом помочь.
Ненависть - это чувство, противоположное любви. Данное определение кажется банальным, но в действительности оно таковым не является. Так же, как и любовь, ненависть - очень сильное чувство. Она способна полностью завладеть человеком и всей его жизнью, поэтому зачастую ей невозможно дать рациональную оценку. Народная мудрость гласит: «От любви до ненависти один шаг». И действительно, как же сильно иногда можно возненавидеть человека, который совсем недавно был горячо любим. Разумеется, это происходит не просто так, а в ответ на оскорбленные чувства (например, измена мужа может вызвать у жены искреннее отвращение, хотя совсем недавно жена искренне любила своего супруга). Таким образом, любовь и ненависть тесно взаимосвязаны, хотя и находятся на противоположных полюсах шкалы чувств человека. После исчезновения и любви, и ненависти человек, в конце концов, становится абсолютно равнодушным и безразличным.
Ненависть всегда связана с угрозами, страхом, насилием и преступлениями. Человек, охваченный этим чувством, способен на любые поступки, так как его разум перестает контролировать остальные чувства. Таким образом, ненависть - это отрицательное чувство. Ведь ослепленный ею человек непредсказуем, и никто не знает, как и когда его злоба вырвется наружу. В худшем случае человек становится одержимым гневом или местью, правда, такое состояние встречается редко. Чаще всего все заканчивается дракой или же человек демонстрирует явное неуважение по отношению к объекту своей ненависти, например, оскорбляет, затевает ссоры и т.п. Иногда ненависть вообще никак не проявляется. Однако она продолжает существовать и оказывать негативное влияние на жизнь человека.
Ненависть способна полностью завладеть человеком и отравить его жизнь. По действием негативных эмоций человек иногда не отдает себе отчета в своих действиях.
Как реагировать на ненависть?
Реакция зависит от того, кто кого ненавидит и в какой форме это проявляется.
Вас ненавидят
Если Вы видите, что вызвали чей-либо гнев, то есть лишь два варианта: надо либо попытаться поговорить с этим человеком и объясниться, либо избегать его. Все-таки первый вариант лучше, так как только откровенный разговор и анализ причин злобы позволят избавиться от нее и наладить отношения. Однако иногда лучше держаться подальше от охваченного ненавистью человека, стараясь тем самым защитить себя от него.
Вы ненавидите
Если Вы почувствовали, что ненавидите кого-то, не следует сразу подавлять это чувство. Прежде всего, надо попытаться понять, в чем причина такого отношения, обоснована ли она. Необходимо себя спросить:
- Почему во мне появились отрицательные чувства? Какие слова, действия их вызвали?
- Знакомо ли мне это чувство? Не вызывали ли ранее похожие события бурю отрицательных эмоций во мне?
- На какие поступки я способен под действием злобы?
- Каким образом я могу управлять этими чувствами?
- Что я чувствую, зная, что меня сильно ненавидит другой человек?
Только откровенные ответы на эти вопросы и их тщательный анализ позволят человеку понять сложные механизмы зарождения отрицательных эмоций и попытаться выработать план дальнейшего поведения с окружающими людьми.
Отношение к себе
Ненависть по отношению к себе может привести к разрушению личности. Например, различные патологические влечения, депрессия, неуверенность в себе. Крайнее проявление ненависти к себе - это самоубийство.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
Донского государственного межрегионального колледжа
строительства, экономики и предпринимательства
Таганрогский филиал
Творческая работа по предмету
«Основы философии»
Тема: «Понятие ненависти»
Выполнил
Коваленко А.В
Проверила
Землянухина Н.А
ТАГАНРОГ 2011г.
Ненависть -- чувство, естественно возникающее по отношению к тому, кто вас в чем-то превосходит.
Б. Амброз
Ненависть «Ненависть -- столь длительное и неискоренимое чувство, что самый верный признак близкой смерти больного -- это примирение его с недругом»
Введение
НЕНАВИСТЬ, ненависти, мн. нет, ж. Чувство сильнейшей вражды. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. Ленин. Непримиримая ненависть. Питать ненависть к кому-н. Классовая ненависть. Смертельная ненависть.
Интенсивное, длительное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению). Вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами,восприятием объекта ненависти, как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта, негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных. Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла, с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности. Сходным образом, часть конфигурации и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект. С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией, и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»). Этот подход находит свое выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте.
Социальная ненависть (ненависть, как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации.
ненависть социальный вражда терпение
Ненависть и любовь
«Никакая ярость не может сравниться с любовью, перешедшей в ненависть»
Ненависть и любовь противоположны другу другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от друга и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы. Однако, понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах; любовь с ненавистью могут рассматриваться, как составляющие некое единство, и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту). Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями.. Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии. Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви».
Нередко человек ненавидит того, кого любит и зачастую эти чувства невозможно разделить, одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует. Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно. Более того: объект, с которым связаны сильные чувства -- это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции, и тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности.
В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти -- один шаг». Однако народная мудрость может быть оспорена; так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь.
Парадоксальным образом, не только амбивалентные отношения любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых «шутливых отношениях» (англ. Joking relationship)) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции.
Психологи нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект, как не имеющий никакого значения для субъекта. Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви.
Сила связи между любовью и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры -- например, от того, рассматривает ли данная культура ненависть, как естественный ответ на отвергнутую любовь или разочарование, либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом.
Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов и писателей; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии.
Социальная ненависть
Социальная ненависть может рассматриваться, как чувство ненависти, испытываемое группами людей; объект, на который эта ненависть направленна может и не рассматриваться.
Другая точка зрения на социальную ненависть концентрируется на ненависти, направленной на группу или человека как представителя определённой группы; при этом рассматриваются группы-объекты ненависти выделенные по социально-релевантным признакам (пол, национальность, раса, возраст, сексуальная ориентация и т.д.).
В социальных науках для обозначения подобного рода ненависти принят термин «нетерпимость».
Существует и более узкое, исключающее национальную или религиозную ненависть, понимание социальной ненависти, как ненависти «классовой» (разных сословий, классов, страт).
Ведущее к социальной ненависти восприятие основывается на противопоставлении групп «мы» и «они», причем различия между ними представляются как непреодолимые и обязательно ведущие к конфликту между группами. В таком восприятии различия во внешности или культуре «своих» и «чужих» преувеличиваются, а точное отграничение «своих» от «не-своих» приобретает большое значение.
При этом часто отмечается, что вражда и ненависть между группами (народами, религиозными конфессиями, государствами) близкими, родственными, культурно сходными, бывает ожесточеннее, чем у чужих друг для друга групп.
Преступления ненависти
«Нелепо стать преступным из ненависти к преступлению»
ПРЕСТУПЛЕНИЕ НЕНАВИСТИ - -- термин, введённый в обиход антидиффамационной лигой для обозначения категории преступлений, основанных на нарушении представителями большинства прав всевозможных меньшинств. Преступление ненависти отличается от обычного правонарушения тем, что, во-первых: совершается по отношению к представителю каких-либо меньшинств (национальных, сексуальных и т. д.). Во-вторых: либо до, либо во время совершения правонарушения, преступник выражает своё неприятие либо деятельности, либо самого существования данной группы людей. Вытекающей отсюда обязанностью полицейского и любого законопослушного гражданина становится регистрация каждого замеченного «акта ненависти». Приговор за совершение «преступления ненависти» в несколько раз суровее, чем за совершение тех же действий по отношению к людям, не принадлежащим к какого-либо рода меньшинствам. Из этого видно, что внедрение в правовое поле некоторых государств такой категории преступлений имеет своей целью окончательное насаждение идеологии толерантности среди пассивного большинства, что приведёт население таких государств к закабалению и превращению в общечеловеческий скот. См. также: антидиффамационная лига, межнациональная ненависть, разжигание межнациональной ненависти, скинхеды, этнические чистки, этнофаворитизм.
В некоторых штатах США, некоторых государствах Западной и Центральной Европы существует особая квалификация «Преступление на почве ненависти» (англ. hate crime) -- для преступлений против личности, совершаемых преступником под влиянием ненависти к некоторым группам населения (например, лицам иной расы, вероисповедания, этнического происхождения, а также группам иного пола, сексуальной ориентации или политических убеждений). Во многих случаях квалификация преступления как «преступления на почве ненависти» ужесточает уголовное наказание, назначаемое виновному. В России совершения преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти также является отягчающим обстоятельством.
Помимо «преступлений на почве ненависти» (hate crime), законодательства многих стран рассматривают «разжигание ненависти» (англ. hate speech), включая сюда распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой, национальной и другой ненависти. Так, в России ненависть связывается с сферой уголовно-наказуемых действий статьей 282, говорящей о возбуждении ненависти к социальным группам.
БОРЬБА С ГНЕВОМ И НЕНАВИСТЬЮ
Если вы находите человека, в которого попала стрела, вы не должны тратить время на то, чтобы выяснить, откуда эта стрела прилетела, или узнать касту человека, который ее пустил, или понять, из какого дерева она сделана, или разобраться, как сделан ее наконечник. В первую очередь, вы должны ее извлечь.
Будда Шакьямуни
Сейчас мы рассмотрим некоторые "стрелы", негативные состояния ума, которые разрушают наше счастье, а также соответствующие противоядия.
Все негативные ментальные состояния являются для нас препятствиями, но мы начнем с гнева, злости, одного из мощнейших блоков. Философ-стоик Сенека описывает ее как "наиболее ужасную и неистовую среди всех эмоций". Разрушительные эффекты гнева и ненависти подтверждаются научными исследованиями. Однако нам вряд ли требуются научные доказательства, чтобы понять, каким образом эти эмоции затуманивают наше суждение, вызывают ощущение крайнего дискомфорта или вносят хаос в наши отношения с людьми. Все это мы знаем из собственного опыта. Однако за последние несколько лет была проделана немалая научная работа по изучению отрицательного действия злости и враждебности на физическое состояние человеческого организма. Множество исследований показывают, что эти эмоции часто приводят к болезням и преждевременной смерти.
Такие ученые, как доктор Рэдфорд Уильямс из Дюкского университета и доктор Роберт Саполски из Стэнфордского университета провели исследования, доказывающие, что злость, ярость и враждебность особенно разрушительно действуют на сердечно-сосудистую систему. Это утверждение подтверждено таким количеством доказательств, что сегодня злость и враждебность рассматриваются в качестве факторов риска сердечных заболеваний, равных или даже больших по значимости, чем такие традиционные факторы, как высокий уровень холестерина или высокое кровяное давление.
Далай-лама считает, что борьбу с гневом и ненавистью следует начинать с изучения природы этих разрушительных эмоций.
Вообще говоря существует множество различных типов разрушительных, или негативных эмоций -- самомнение, высокомерие, ревность, желание, похоть, косность и т. д. Ненависть и злость считаются наиболее негативными среди всех этих эмоций, так как создают наибольшие препятствия развитию сострадания и альтруизма, разрушают добродетель и душевное спокойствие.
Другое преимущество заключается в том, что, реагируя на трудные ситуации с терпением, а не со злостью, вы избавляете себя от потенциальных нежелательных последствий. Проявляя злость и ненависть, вы не только не защищаете себя от ущерба или обиды, которые вам уже нанесены, но и создаете дополнительный источник для будущих страданий. Реагируя терпением и терпимостью, вы, несмотря на временный дискомфорт и обиду, избежите потенциально опасных долговременных последствий. Жертвуя малым, вы предотвращаете гораздо более серьезные ситуации и страдания. Если бы осужденный на смерть мог спасти свою жизнь, пожертвовав рукой, он был бы счастлив такой возможности. Смирившись с болью и страданиями, связанными с потерей руки, этот человек спас бы себя от смерти, которая является гораздо большим страданием.
Независимо от того, как много негативных событий в вашем прошлом, вы можете избавиться от чувства злости и обиды, развивая в себе терпение и терпимость. Проанализировав ситуацию, вы поймете, что прошлое -- это прошлое, поэтому нет смысла в гневе и ненависти, которая не только ничего не меняет, но и причиняет вам беспокойство и делает вас несчастливыми.
Конечно же, вы можете помнить эти негативные события. Простить и забыть -- разные вещи. Нет ничего плохого в том, чтобы помнить о своих бедах; если у вас острый ум, вы их никогда не забудете, -- он засмеялся.-- Я считаю, что Будда помнил все. Однако с помощью развития в себе терпения и терпимости можно избавиться от негативных чувств, связанных с этими событиями.
Литература
Философия ненависти. Андре Глюксманн
Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей.
Функции социального конфликта. Льюис Козер
Анатомия человеческой деструктивности. Эрих Фромм (1973)
О любви и ненависти. Франц Брентано. (1907)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Психоаналитическое понимание происхождения любви и ненависти в психике человека. Разворачивание оппозиции любовь-ненависть на сцене Эдипова комплекса. Любовь и ненависть как репрезентация влечения к жизни и влечения к смерти. Конфликт любви и культуры.
курсовая работа , добавлен 13.12.2013
Рассмотрение подходов к пониманию феномена зла в философии и психоанализе. Описание взаимоотношений категорий добра и зла в истолковании психоаналитиков. Обозначение феномена персонификации зла. Изучение зависти и ненависти как формы выражения зла.
курсовая работа , добавлен 07.01.2015
Конфликт как разновидность взаимодействия между людьми, исследование его природы в психологической науке. Позитивные и негативные признаки и функции конфликта. Цели конфликтующих сторон. Конфликты «родители-дети» в связи с возрастными кризисами.
контрольная работа , добавлен 12.07.2009
Классификация конфликтов как отсутствия согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Основные функциональные последствия конфликтов для организации. Причины возникновения, положительные и негативные стороны конфликта по Линкольну.
презентация , добавлен 22.10.2014
Конфликты в семьях и способы их управления. Анализ психологических различий между полами. Экспансивность женщины и скованность мужчины. Насколько различно видят мир мужчины и женщины, настолько часто возникают между ними конфликты по этому поводу.
курсовая работа , добавлен 08.02.2011
Социальная природа преступности, личность преступника. Механизм преступного поведения, социальные факторы и поведение. Понятие и структура процесса мотивации, формирование мотива преступления. Роль мотива в преступном поведении, неадекватная мотивация.
контрольная работа , добавлен 16.11.2009
Сложность отношений между братом и сестрой. Родственные силы притяжения. Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами. Влияние на характер детей в зависимости от их очередности появления на свет и их пола. Диагностики отношений между детьми.
контрольная работа , добавлен 29.06.2009
Конфликты как неизбежные издержки общения между людьми, их основные виды. Особенности внутренних и внешних конфликтов, их содержание. Основные причины возникновения конфликтов, структурные методы их разрешения, характеристика отрицательных последствий.
контрольная работа , добавлен 16.04.2011
Конфликт как столкновение противоположных интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства. Функциональный и дисфункциональный конфликты. Типы и причины конфликтов. Модель конфликта как процесса, структурные методы и стили его разрешения.
презентация , добавлен 03.04.2012
Проблема стресса и дистресса в труде. Причины возникновения стресса, зарубежный подход к стрессу в труде. Сущность и структура производственного конфликта. Позитивные и негативные функции и результаты. Структурные элементы и характеристики конфликтов.
Одной и причин возникновения чувства Ненависти – это отсутствие понимания у человека четкой, однозначно понятной структуры жизни и расположения себя относительно точки и оси — Ненависть и оси — . Где начало координат и точка отсчета шкалы Добро — Зло?
Ненависть и Любовь противоположные чувства, однако, эти понятия эмоционально и логически взаимосвязаны. Если основным лозунгом является желание – бескорыстно отдать и принести радость, то основным лозунгом Ненависти является желание преднамеренно забрать и принести боль. С первого взгляда такое утверждение, как бы является спорным, однако оно правильное.
Ненависть очень сложна к полному пониманию, структурированию, позиционированию в связи с многогранностью проявлений. Есть предположение, что у людей это состояние Ненависти и Враждебности существует для выживания вида, прогресса в развитии и стимулирования в развитии видов и подвидов.
Сила связи между Любовью и Ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры самого человека. Человек может сам страдать от скрытой формы Ненависти, направлять ее против всего живого и не догадываться об истинных ее причинах.
Серьезное влияние на и формирование основ Любви и Ненависти закладывается у ребенка при общении с родителями, детском саду, школе. Наибольшее влияние оказывают родители.
В дальнейшем, обиды и неправильное отношение у ребенка внутри себя и проецирование взгляда на общество, социум, родителей – транслируется на всю оставшуюся жизнь. Получая образование, человек схватывает из легких и непроверенных источников дополнительные данные и установки. Наслаиваясь дополнительными панцирями и слоями Ненависти, транслируемыми от взаимоотношений в социуме, интернета, телевидения человек полностью закрывается от возможности самому проявить любовь к другим и слышать любовь.
Возрастные невозвратные состояния человека.
Это то состояние психики и собственно суть человека, в котором он уже не сможет полностью стереть неправильно полученные знания или неправильные взгляды на жизнь. Это состояние называется стагнация умственного развития.
По предварительным данным работы с клиентами, и моим наблюдениям, возраст закрытия человека и глубокое поражение женщин Ненавистью составляет 39 лет. У мужчин возраст , состояние глубокой Ненависти и невозможности вернуться, составляет 59 лет . В этом возрасте и мужчины, и женщины, их характер, взгляды на жизнь, внутренние убеждения и отрицательные установки, подвергнуты очень сильному прессингу и коррозии. Вот пример реальных, легко узнаваемых бытовых психовирусов, транслируемых людьми. Примеры психовирусов и крылатых выражений разрушающих психику людей и взращивающих Ненависть в человеке:
- Ты меня совсем не любишь.
- Ты меня в гроб загнать хочешь.
- Почему ты так ненавидишь своего брата?
- Ты обо мне вообще не заботишься.
- Совсем забыл свою семью? Решил нас бросить?
- Слабак, импотент, баба.
- Будешь дворником работать.
- Да, второй ребенок у нас дурачком родился…
- Шлюха. Только и думаешь, к кому бы в койку прыгнуть.
- Он тебя бросит.
- Тебя снова обманут.
Ненависть – это не всегда следствие наших мыслей и действий в создании или непримиримого противоречия между нашим видением и восприятием чего-то и тем, что есть в реальности.
Ненависть- это деструктивное личное качество и чувство. Бороться с ненавистью надо правильным объяснением причин ненависти.
Теперь взглянем на возникновение этого отрицательного чувства с позиций межличностных отношений. К примеру, жена воспитана в традициях крепкой, дружной семьи, основанной на любви, преданности и верности друг другу. Ее внутренний потенциал – это отдать свою любовь и забота о семье и муже. Соответственно, она не приемлет, измены и ложь в семье.
Муж воспитан на других принципах. Какое-то время он играл роль примерного семьянина, но встретил другую женщину и бросил семью, оставив жену с двумя детьми.
Если бы жена была бы с жизненной позицией, не сильно разнящейся с мужними взглядами на семью, расставание могло пройти без мощных эмоциональных потрясений для нее, однако все дело в том, что она любила мужа, и его вероломство потрясло ее до глубины души. Внешние реалии, связанные с изменой и расставанием с мужем, не соответствуют ее внутренним представлениям и установкам.
В данном примере у каждой стороны были разные взгляды и разная позиция – оценочные действия нужно производить максимально приблизивших к каждой из сторон. Возможно Ненависть со стороны жены, будет выглядеть как пожелание счастья и наоборот.
Точка относительности Любовь — Ненависть
Казалось бы, ненависть, по своей структуре должна быть однородна и одинакова для всех. Достаточно дать определение – это хорошо, это плохо, это Любовь, а вот это Ненависть. Однако это не совсем так, это значительно глубже. Зададим вопросы:
Где проходит точка относительности - это Добро, а это Зло?
Где общепринятая, мировая шкала ценностей? Где проходит точка относительности - это Любовь, а это Ненависть? Где Ваша личная шкала ценностей и точка относительности? Какова единица измерения Любви или Ненависти? Каковы самые крайние положения этих чувств. Наше общество и человеческое развитие, двигаясь в сторону техногенного общества, придумало и дало уценку очень многим параметрам физических величин, однако нет строгих величин и оценок по степени воздействия разрушительных психовирусов. Можно сказать, что причина ненависти – мы сами и наши завышенные ожидания, и представления, однако это не совсем правильно.
Собственная ось зла и Ненависти есть у всех. К примеру собаки, ненавидят кошек. мусульмане ненавидят христиан.
Поиск правды и отношения к Ненависти осложняется позицией начальной точки координат и точки относительности. Рассматривая с разных точек даже это простой пример, можно увидеть, что у кошек есть также глубокие основания ненавидеть собак, а у христиан ненавидеть мусульман.
Завышенные ожидания и собственные взгляды
Ненависть – это непримиримое противоречие между нашим завышенными ожиданиями, представлением о чем-то, видением чего-то и тем, что есть в реальности. Это наши завышенные ожидания, взгляды, позиция в жизни.
Наша боль и разочарования, проистекающие из завышенных ожиданий, - не только в браке, в любых отношениях это смертоносный яд, который поражает любые отношения в самое сердце. Это проблема всей нашей жизни.
Браки заканчиваются разводом по одной-единственной причине: завышенные ожидания двух людей. Между внешними реалиями и требованиями человека образуется зияющая пропасть разочарования. Эта пропасть, глубина этой пропасти и есть Ненависть.
Причины возникновения Ненависти
Причинами возникновения Ненависти служат преднамеренные и непреднамеренные действия. Непреднамеренные — это отсутствие правильного воспитательного процесса и правильного объяснения реалий жизни и выдуманных идеалистических картинок мира. Причиной также является собственное невежество родителей в этих вопросах.
Преднамеренная Ненависть, транслируется извне, это метод разжигания конфликтов в социуме, вражды между людьми. Трансляция негатива, открытые лживые потоки информации, искажение фактов и взращивание ненависти – это методы развязывания войн. Объектам Ненависти могут быть дети, подростки, группы людей, социум города, нация, страна, континенты, страны, государственный строй, религии и др.
Развязывание открытой информационной пропаганды, можно рассматривать, как факт агрессии против объекта, страны, государства. Это неотъемлемый инструмент ведения Войн, универсальный уничтожающий метод истребления всего живого. Это элементы Агрессии со стороны врага.
Ненависть может носить скрытый характер. Она крайне опасна и от нее трудно убежать. Скрытая ненависть направлена не на тех людей, которые в действительности вызвали ее, а на любого встретившегося на пути.
Ненависть превращаясь в различные рода искажения характера, может сохраняться в течение всей жизни и представлять серьезную угрозу не только для окружающих людей, но и для самого человека, носящего ее в себе.
Правильное воспитание детей и прививка Любви
Ваши дети, как продолжение –это своеобразное отражение агрессии своих родителей. Причем накопленная ими агрессия намного превышает Вашу. Если вы пронизаны ненавистью, повышенную ответственность несут ваши дети, так как у них действует усиленная программа по уничтожению объекта ненависти.
Если вы ненавидите людей, запросто можете получить сына – убийцу. Для того чтобы искоренить ненависть, надо, прежде всего, прекратить ее оправдывать. Многие считают, что есть своеобразный закон сохранения ненависти в природе, что если вы перестаете ненавидеть того, кто сделал вам плохо, вы начинаете ненавидеть себя, что ненависть – это проявление нашей жизненной силы, что если человека лишить ненависти, это будет ампутацией всей его эмоциональной жизни.
Энергетика Ненависти
Некоторые философы пытаются доказать, что Ненависть может быть не только разрушительным, но и созидательным чувством, как Любовь. Всё это попытки обелить Ненависть, не затруднив себя анализом истинной сути этого сильного и глубокого чувства – лишь заблуждение.
Если возникло чувство Ненависти – реализуйте планы Мести или простите. Поверхностное видение в рамках неприятие – ненависть – наказание не раскрывает сути проблемы. Если ненавидеть, то нужно реализовать это желание и чувство, получить эмоциональное удовлетворения и закрыть этот поток отрицательной энергетики, который опустошает. Иными словами – действуйте, приведите планы мести в реальную силу, получите удовлетворение, погасите внутреннюю неудовлетворенность.
Не накапливайте и не усиливайте, чувство Ненависти, не подливайте дополнительными фактами или сравнениями, выводами. Чем быстрее Вы снимете очаг напряжения, тем более продуктивным и спокойным будет Ваше будущее спокойствие. Прочитайте и запомните понятия что такое Месть и Прощение.
Следует знать последствия этого чувства. Характер проблемы или болезни зависит от силы и направления Ненависти. Испытывая чувство ненависти, мы выплескиваем в пространство мощный заряд негативной энергетики и притягиваем более мощный негатив.