Месть – обычное явление в человеческой жизни, поэтому мало кто удивляется, когда слышит о таких поступках. Тем не менее, относились и относятся к мести по-разному. Возникает закономерный вопрос, можно ли оправдать месть. Ответ на него зависит от многих факторов: религии, характера, понятия добра и зла, наконец, воспитания. Например, глубоко верующие православные однозначно скажут, что нужно уметь прощать обидчикам, ведь месть – это грех, зло. Мы не имеем право наказывать другого, это может сделать только Бог. Но есть страны, в которых расплата за вред узаконена. Там распространено другое мнение: обидчик должен почувствовать боль, которую причинил сам.
Я считаю, что ответ зависит от причин мести. В жизни бывают всякие ситуации. Есть поступки, которые простить невозможно, чтобы там ни говорили о благородстве человека, умеющего прощать. Например, убийство близкого человека. Такую потерю переживают очень болезненно, мысли о расплате возникают сами собой. У некоторых они исчезают, когда утихает душевная боль, другие же не могут смириться со случившемся горем. Месть помогает им освободить душу от чувства долга перед убитым.
В литературе есть немало сюжетов и героев, которые помогут ответить на поставленный вопрос. В произведении В. Астафьева «Людочка» рассказывается о девушке, которая закончила жизнь самоубийством. К страшному поступку героиню подтолкнули подлецы, изнасиловавшие ее. Зачинщиком был стрекач. Людочка нашла в себе силы, чтобы пережить обиду в первый раз, но когда над ней пытались надругаться снова, девушка не выдержала. Отчим не смог смотреть на это все спокойно. Мужчина избил Стрекача.
Я считаю, что поступок отчима можно оправдать. Боль, которую он причинил преступнику – ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить Людочке. Можно только представить, что рисовало воображение, когда мужчина думал о случившемся. Он понимал, что Стрекач останется без должного наказания и кто знает, скольким невинным девушкам он искалечит жизнь. Разве можно в этом случае остаться безучастным?
Другое дело – месть Швабрина из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь». Самолюбие мужчины было задето отказом Маши Гриневой. Швабрин отомстил ее, распустив о девушке сплетни. На этом он не остановился. Мужчина взял девушку в плен и требовал дать согласие на замужество.
Поступки Швабрина – месть Гриневой и Гриневу, которые, по сути, не сделали ему ничего плохого. В этом случае расплату нельзя назвать справедливой, так как веских причин на это не было.
Таким образом, месть оправдать можно, если на то были серьезные причины. Когда же жажда расплаты продиктована самолюбием или беспричинной злостью, оправдать ее никак нельзя. В таком случае это поступок, который показывает не лучшие стороны человека.
Прокофьева Маргарита Борисовна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Учебное заведение:
МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт:
город Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала:
технологическая карта
Тема:
"Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый"
Дата публикации:
01.11.2016
Раздел:
среднее образование
Прокофьева М.Б.
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лицей №2»
города Михайловска
Шпаковского муниципального района
Технологическая карта урока
внеклассного чтения по литературе
«Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может
оказаться каждый»
6 класс
«Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс. – М., 1999
Тема урока
Месть или отказ от мести?
Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о мести, ее эволюции в истории человечества
Задачи урока
Образовательные
: на материале произведений добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения
представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Развивающие:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать
обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать
формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Образовательные ресурсы
Презентация «Месть или отказ от мести?»
Личностно значимая
проблема
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л. Н. Толстой)
Методы и формы
обучения
Методы: наглядный, эвристическая беседа, частично-поисковый,
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Технологии и приемы
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология «шесть шляп мышления». Приемы
«Кластер», «Дерево предсказаний», чтение с остановками
Основные понятия
Месть, милосердие, человечность, гуманизм
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся:
с т р о и т ь
с в о и
взаимоотношения
с
другими
людьми.
П о л у ч а т
в о з м о ж н о с т ь
н а у ч и т ь с я: р а б о т а т ь
с
художественным
текстом;
высказывать
с о б с тве н н о е
мнение, суждения
Регулятивные:
адекватно
воспринимают
предложения
и
оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения
задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей
в совместной деятельности; формировать умение аргументировать своё
предложение,
убеждать
и
уступать;
владеть
монологической
и
диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Проявляют
способность
к
решению
моральных
дилемм
на
основе
учёта
позиций
партнёров
в
общении;
ориентируются
на
их
мотивы
и
чувства,
устойчивое
следование
в
поведении
моральным
нормам
и
этическим требованиям
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
№
Этапы урока
Формы, методы,
приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
1.
Организационный
момент
Приветствует обучающихся и гостей
Приветствуют учителя и гостей
2.
Стадия вызова
Актуализация
знаний
Пробуждение
интереса к
получению новой
информации
Социалогически
й опрос
Наглядный
ряд
(рисунки)
Ассоциативный
Я хочу поговорить с вами о чувстве,
которое, наверное, испытывал каждый.
■ Кто любит шутки?
■
Кто
когда-нибудь
подшучивал
над
своим другом?
■
Кто
не
любит,
когда
над
ним
подшучивают?
■
Кто
знает
продолжение
фразы:
«Мирись, мирись и больше...»?
■ Кто хоть раз просил прощения, когда
кого-то обидел?
■ Кто хотя бы раз оказался не прав в
споре?
■
Кто
согласен,
что
«на
обиженном
воду возят»?
■
Кто
на
злобные
слова
отвечает
шуткой?
■ Кто прощал, когда его обижали?
■ А кто не прощал?
■ А из-за чего происходят драки?
■ Если кого-то обидели, какое чувство
возникает? (мести)
Именно об этом я бы хотела с вами
поговорить.
А что такое месть?
Читая
текст
«Повести
временных
лет» о мести Ольги древлянам, вы
проиллюстрировали
д е й с т в и я
Ольги.
С чем она у вас ассоциируется?
Отвечают на вопросы учителя
Записывают слово МЕСТЬ и
ассоциации к нему
Личностные:
самоопределение,
формирование интереса
к данной теме.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
умение вступать в
диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении вопроса.
Познавательные:
подведение знаний под
понятие.
ряд
Кластер
На что похожа месть?
В каких произведениях вы уже
встречались с этим понятием?
А что бы вы еще хотели узнать об этом
понятии?
Записывают произведения
Формулируют цели урока
3.
Стадия
осмысления
Ч т е н и е
и
осмысление
художественного
текста
сохранение
интереса к теме
при
непосредственной
работе с текстом
помочь учащимся
активно
воспринимать
материал
Беседа
Технология
«Шесть шляп
мышления»
Месть
– это намеренное причинение
зла с целью отплатить за оскорбление,
обиду.
Давайте
обратимся
к
«Пове сти
временных
лет»
и
посмотрим,
как
оценивается месть Ольги древлянам за
смерть Игоря.
За что мстила Ольга?
Какое правило нарушил князь
Игорь?
Какие чувства это вызывало у
древлян, был ли у них другой
выход?
Правильно ли поступила Ольга?
Разобраться
этом
вопросе
помогут шесть шляп мышления.
"Белая шляпа"
- точно и конкретно
вы перечислите события, связанные с
местью Ольги.
"Жёлтая шляпа"
- похвалите Ольгу,
назовите ее положительные стороны,
черты характера.
В 945г. киевский князь Игорь вместе
со своей дружиной отправился в
племя древлян за данью. Сбор дани в
те времена называли полюдьем.
Благополучно её собрав, князь
отправился домой. но вскоре
вернулся и повторно потребовал
уплаты дани. Древляне объединились
и дали жестокий отпор. самого Игоря
пленили и передали мучительной
позорной смерти.
её месть особенная:
а) похороны в ладье;
б)сожжение в бане;
в)тризна с убийством 5 тыс. древлян;
г)война с древлянами;
д)сожжение столицы, города
Регулятивные:
формирование
умений
работать в группе
Коммуникативные:
учет
разных
мнений;
аргументация
сво его
мнения
и
позиции
в
общении;
выражение
с в о и х
м ы с л е й
с
достаточной полнотой и
точностью.
Познавательные:
структурирование
знаний;
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания;
п о н и ма н и е
т е к с т о в,
извлечение необходимой
информации.
Личностные:
нравственно-этическое
оценивание содержания.
" Ч ё р н а я
ш л я п а "
-
о т м е т ь т е
отрицательные
черты
г е р о и н и.
Укажите, с чем вы не согласны.
"Красная
шляпа"
-
вам,
ребят а,
нужно охарактеризовать героя, указав,
какие чувства и эмоции он переживает.
Расскажите о ваших чувствах.
"Зелёная
шляпа"
-
судьба
героя
в
ваших
руках,
до скажите
с в о й,
в о з м о ж н о,
с ч а с т л и в ы й
к о н е ц
произведения.
Могла
ли
О льга
поступить иначе?
" С и н я я
ш л я п а "
-
вы
д ол ж н ы
подвести
итог
работы
всех
шляп,
сделать выводы.
Десять
веков
отделяют
событий,
которыми
«Повести
временных
лет». Однако и в наши дни, в XXI в.,
вопросы,
связанные
т аким
явлением, как месть, по-прежнему
волнуют людей.
- К а к
п о с т у п и т
ч е л о в е к:
подчинится ли желанию отомстить и
вступит
в
«порочный
круг»
или
сможет побороть это разрушительное
чувство.
Свое
представление
о
том,
как
может вести себя человек в подобной
ситуации,
предлагает
повести
«Матерь
человеческая»
Коростеня
ВЫВОД: Однако не следует
забывать, что в то время Ольга была
ещё ревностной язычницей и своими
действиями, в первую очередь, Ольга
исполняла свой священный
религиозный долг.
Историк Соловьев говорит,
оправдывая Ольгу, что «обычай
мести был охранительным обычаем,
заменявшим правосудие, и тот, кто
свято исполняет обязанности мести,
является необходимым героем
правды» и что «обязанность мести за
род человеческий была тогда
обязанностью религиозною,
обязанностью выражения
благочестия».
Чтение с
остановками
В и т а л и й
А л е к с а н д р о в и ч
Закруткин.
Эту женщину я не мог, не имел
права
забыть.
Нелегкая
ее
жизнь,
чистая
душа,
характер
глубокий
и
добрый,
наконец,
то,
как в
полном
одиночестве
пережила
она
те
страшные
месяцы,
которые
стали
для нее великим испытанием, - все
это было мне известно...
Так начинается повесть, которую в
полном
объеме
мы
будем
читать
в
старших классах, а сегодня мы лишь
приоткроем отдельные страницы.
П и с а т е л ь
с о з д а е т
исключительную ситуацию: во время
В е л и ко й
О т ечественной
войны
каратели
дотла
сжигают
хутор,
а
жителей
-
одних
убивают,
других
угоняют в неволю. И вот на пепелище
остается
одна
Мария,
мужа
и
сына
которой повесили.
И все же героиня находит в себе силы
жить.
Однако
новое
испытание
ждало
Марию,
вернувшуюся
в
сожженную
деревню.
Какое испытание?
К а к и е
ч у в с т в а
и с п ы т а л а
описывает
немца?
Пересказывают начало
Вычитывание
текста
Прием «Дерево
предсказаний»
Вызывает он у вас сочувствие?
А у Марии?
Какое
желание
овладело
Марией? Почему она решилась на
убийство?
Как поступит Мария? («Дерево
предсказания»)
Ожидал немец смерти?
Что, по вашему мнению, заставило
Марию
отказаться
мести?
она испытала после этого?
Как изменилось отношение Марии к
немцу?
Какой вывод можно сделать?
Преодолела Мария чувство мести?
Вычитывают из текста
Вычитывают из текста
Да
Нет
Вычитывают из текста
Убьет, пощадит, пожалеет
Да вычитывают
4.
Стадия рефлексии
помочь учащимся
самостоятельно
обобщить
материал;
помочь
самостоятельно
определиться в
дальнейшей
обработке
материала
Давайте вернемся к кластеру и
подведем итоги. Что бы вы в него
добавили или убрали?
Над чем заставили вас задуматься эти
произведения? Чему научили? Что вы
поняли?
Месть… Как много стоит подчас за
этими пятью буквами! Месть пьянит,
лишает рассудка, толкает на
необдуманные поступки, заставляя
потом мучиться и раскаиваться. Не зря
Добавляют ОТКАЗ ОТ МЕСТИ
Коммуникативные:
формулирование и
аргументация своего
мнения.
Регулятивные:
оценивание собственной
деятельности на уроке
говорят, что впереди мести идут
ненависть и гнев, разливая свой яд, а
позади – раскаяние, не смея поднять
глаз, наполненных слезами.
Как поступите вы: подчинитесь ли
жажде мщенья и встанете на тропу
войны или сможете побороть это
разрушительное желание? Это ваш
выбор…
И чтобы вам не ошибиться в жизни,
я
хочу подарить вам «Правило
бумеранга»
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А если что не так – смирись.
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
5.
Домашнее задание
Доделать кластер и написать
небольшое сочинение-размышление
«Месть или отказ от мести – выбор,
перед которым может оказаться
Практикум: «Пишем сочинение»
Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?
Существует много методик, которые помогут нам в работе нал сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.
I. Прочитайте текст (см. Учебно-тренировочные варианты. Ва риант № 15).
(1) Сжимая в руке вилы, М ария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и понят, что он безоружен.
(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени. и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы...
(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сде лала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.
(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
Мама! Ма-а-ма!..
(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог нуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её под косились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза...
(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За хлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам. едва за кончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон ху торян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её. и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому чело веку, первому, кого она встретила за все последние дни.(19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо под чиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вло жил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.
(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.
(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в mm горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из созна ния умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поня ла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть...
(По В. Закруткину)
- Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.
Выпишите эти фразы, например:
- ...ненависть и слепая злоба...
- ...слабый крик множеством ножей впился в грудь...
- ...ведь только святое слово «мама»...
- ... присела рядом... напоила молоком...
- Проанализируйте свои записи. Подумайте, какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте. Сформулируйте и за пишите эту проблему, например: Месть или отказ от мести?
- Определите позицию автора, то есть его мнение по поводу поднятой проблемы. Из пятого предложения текста понятно, что желание мстить является чувством, которому трудно противосто ять. Это один из взглядов автора, но постепенно он подводит чи тателя к мысли, что поверженный враг имеет право на гуманное отношение. Сделайте запись, в которой укажите позицию автора.
V.
Решите: согласны ли вы с мнением автора. А может быть, его
точка зрения не приемлема для вас? Вспомните художественные
произведения или случаи из жизни, которые помогут вам доказать
свою точку зрения и запишите их.
- Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявля ет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
- Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:
Вступление:
- Что такое месть?
Основная часть:
- Короткое слово «мама»...
- Гуманистический выбор Марии.
- Мое отношение к авторской позиции.
Заключение:
I) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.
VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.
Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно мо жет быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.
Вступление
1) Что такое месть?
Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противоречи вое явление в жизни общества.
Основная часть
- «Убить убийцу» « во имя высшей справедливости».
Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочи танного мною текста.
«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она уви дела...раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги по висшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает жела ние отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы...
- Короткое слово «мама»...
Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненного немца? Ко нечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.
- Гуманистический выбор Марии.
И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией ав тора: у поверженного, а значит уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.
- Моё отношение к авторской позиции.
Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л. Н. Толстого «Война и мир».
Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля. а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешептываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.
Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек мо жет побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.
Заключение
1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.
Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ В. Солоухи на «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между жела нием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.
Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что повержен ного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высу шить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови».
IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте со чинение. Убедитесь в том, что у нас получился логически связан ный текст сочинения и нам удалось доказать свои идеи, сформу лировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста.
(1)Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фены, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей - фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы...
(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.
(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
Мама! Ма-а-ма...
(11)Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. (12) Мария выронила вилы, ноги её подкосились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза...
(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. (19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.
(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.
(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поняла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть...
(По В. Закруткину)
II. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.
Выпишите эти фразы, например:
1) ...ненависть и слепая злоба...
2) ... слабый крик множеством ножей впился в грудь...
3) ...ведь только святое слово «мама»...
4) ... присела рядом... напоила молоком...
III. Проанализируйте свои записи. Подумайте, какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте. Сформулируйте и запишите эту проблему, например : Месть или отказ от мести?
IV. Определите позицию автора , то есть его мнение по поводу поднятой проблемы. Из пятого (5) предложения текста понятно, что желание мстить является чувством, которому трудно противостоять. Это один из взглядов автора, но постепенно он подводит читателя к мысли, что поверженный враг имеет право на гуманное отношение. Сделайте запись, в которой укажите позицию автора.
VI. Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявляет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
VII. Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:
Вступление:
Что такое месть?
Основная часть:
1) «Убить убийцу» «во имя высшей справедливости».
2) Короткое слово «мама»...
3) Гуманистический выбор Марии.
Заключение:
Месть или отказ от мести?
VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.
Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно может быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.
Вступление
Что такое месть?
Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противоречивое явление в жизни общества.
Основная часть
1) «Убить убийцу» «во имя высшей справедливости».
Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочитанного мною текста.
«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела... раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фен и, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает желание отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы...
2) Короткое слово «мама»...
Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «Мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненого немца? Конечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, и она должна быть милосердна.
3) Гуманистический выбор Марии.
И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией автора: у поверженного, а значит, уже не опасного врага, есть право на гуманное отношение.
Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л.Н Толстого «Война и мир»
Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.
Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ В. Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге герою удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.
Заключение
Месть или отказ от мести?
Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что поверженного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови».
IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте сочинение. Убедитесь в том, что у вас получился логически связанный текст сочинения и вам удалось доказать свои идеи, сформулировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста. Перепишите сочинение набело. Проверьте ещё раз написанное, обратите внимание на соблюдение грамматических, пунктуационных, лексических норм.
Максим Власов
Месть
Око за око, зуб за зуб.
Библия - Левит
Мстить или не мстить, вот в чем вопрос. Если я правильно понимаю Шекспира, то человек, который постоянно находится в состоянии выбора – это по-настоящему свободный человек. Но будучи свободным, он несет ответственность за свой выбор, соглашаясь принять те последствия, которые за ним последуют. Месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить. И надо сказать, что сделать этот выбор непросто. У каждого решения будут свои последствия – и положительные, и отрицательные. С одной стороны, чувство обиды, чувство злости, чувство ненависти, чувство несправедливости – вызывают у человека жгучее желание отомстить. А с другой, далеко не всегда месть необходима, поэтому можно простить того, кто когда-то причинил тебе вред, не ради него, а ради себя, ради своего будущего. В этой статье, дорогие друзья, мы с вами поговорим о том, что такое месть, в каких случаях она нужна, а в каких нет и как можно отомстить своим обидчикам, если вы решите это сделать.
Что такое месть?
Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости, а в некоторых случаях к мести людей побуждает и здравый расчет. Да, месть может быть не только оправданной, но и необходимой. Ниже вы узнаете почему. Вообще, если углубиться в понимание мести, то можно еще много всего интересного и полезного о ней узнать. В частности, можно сказать, что месть долго живет в человеке в виде глубокой обиды и чувства несправедливости, и эти чувства сидят в человеке до тех пор, пока он не отомстит. Это проблема исключительно психологического характера. При необходимости психолог может помочь человеку избавиться от тяжелых душевных ран и тогда этому человеку не нужно будет никому мстить, чтобы успокоиться и чувствовать себя комфортно. Но бывает, что люди мстят по убеждениям, считая месть своим долгом. А иногда бывает и такое, что человек долго носит в себе обиду, но мстить не планирует. Но в один прекрасный момент в его жизни абсолютно случайно возникает такая ситуация, когда он может отомстить своим обидчикам и он это делает – он пользуется появившейся возможностью и мстит. Так что месть может подогреваться чувствами, может руководствоваться разумными соображениями, а может и просто стать чистой случайностью. И довольно непросто вот так взять и сказать, что мстить нужно или не нужно, что это правильно или неправильно. В разных ситуациях решения могут быть разными. Давайте теперь посмотрим, когда нужно и можно мстить, а когда от мести лучше отказаться.
Зачем нужно мстить?
Вначале рассмотрим аргументы за то, чтобы мстить. Первое, чему способствует месть – это душевный покой, комфорт. То зло и тот вред, который нам причиняют другие люди, травмирует нашу психику, ранит нашу душу. И эти травмы переходят в глубокую душевную обиду, которая остается в человеке до тех пор, пока он или не отомстит своим обидчикам, или не простит их. Не будет покоя в душе человека, пока он не разберется со своими обидами. И если месть – это единственная возможность обрести покой, то в принципе, можно и отомстить, особенно если есть такая возможность. Месть может стать для человека своего рода восторжествованием справедливости, наказанием зла, компенсацией за причиненный ущерб, вред. В каждом человеке живет чувство справедливости, которое позволяет ему противостоять злу и бороться с ним. Оно толкает человека к мести, как к единственной возможности восстановить справедливость и обрести душевный покой. Если мы считаем, что все в этой жизни возвращается бумерангом, в том числе и зло, то почему бы нам самим этот бумеранг не запустить в обратную сторону, чтобы тот, кто причинил нам вред, боль, ущерб, зло – не получил в ответ то же самое?
В этом мире постоянной борьбы человек может прибегнуть к разным способам защиты, в том числе и к мести, которая является для его врагов отложенным наказанием. Прощать никто никого не обязан, это вопрос личного выбора. Те, кто говорят о том, что нужно прощать, а не мстить, не могут понять того, что значит жить с чувством злобы и обиды или униженным чувством собственного достоинства, когда человек перестает видеть в себе личность, когда теряет веру в себя, когда он застревает в прошлом и снова и снова испытывает боль, страдания, унижения от своих обидчиков, своих врагов. Эта боль разъедает его душу, обессмысливает его жизнь, делает заложником той ситуации, в которой ему был причинен моральный и/или физический вред, когда он понес какую-то утрату, с которой не может смириться. Сказать такому человеку, что нужно простить зло, значит призвать его это зло возвеличить и преклониться перед ним. Поэтому не стоит осуждать тех, кто желает отомстить своим обидчикам и врагам, чтобы просто снова начать жить, а не убиваться своей злобой и обидой. Если покоя в душе нет, если боль, обида, злость мешают жить нормальной жизнью, то человек вправе расквитаться с тем, кто когда-то этого покоя его лишил. Некоторые люди живут только ради мести, ибо ничего другого в их жизни нет, ради чего стоило бы жить. Может это и неправильно, но так есть.
Я считаю, что каждый человек вправе отомстить тем, кто причинил зло ему самому и всем тем, кто для него дорог. Не от того душа человека не может найти покоя, пока зло не будет наказано, что всем нам свыше предписано прощать тех, кто причинил нам вред. Поэтому каждый сам решает, с помощью чего он будет обретать душевный покой – с помощью мести или с помощью других способов очищения своей души от обид и излечения ее от ран, включая прощение. Это что касается психологической стороны данного вопроса.
Однако у этого вопроса есть еще и практическая сторона, которая делает месть необходимым для нашей жизни явлением. Дело в том, что месть – это такое наказание, которое может настигнуть каждого. Это действительно так – отомстить можно любому человеку, кем бы он не был. Мы все прекрасно знаем о том, что одни поступки людей нужно поощрять, чтобы люди стремились совершать их чаще, а другие необходимо наказывать, чтобы люди их не совершали. Обычно мы поощряем условное добро и наказываем условное зло, считая это не только справедливым, но и полезным для нашей жизни делом. Таким образом мы потворствуем добру и останавливаем зло. Это делает нашу жизнь более спокойной. Но если человек совершил плохой поступок в отношении других людей и не понес за него наказания, то с высокой степенью вероятности он совершит его в будущем снова. Безнаказанность порождает вседозволенность и это приводит к тому, что зла в нашем мире становится больше. Задача мести – остановить зло с помощью ответной агрессии. А точнее, с помощью страха. Когда агрессор боится наказания – он ведет себя более сдержанно. А если он все-таки решится на злой поступок, то понесет адекватное наказание в назидание другим. В данном случае одно зло уравновешивает другое зло. Месть здесь выступает в виде гарантии того, что зло непременно будет наказано, от кого бы оно не исходило.
Есть люди, у которых напрочь отсутствуют такие чувства, как совесть, жалость, сострадание. Они живут по другим правилам, по другим законам, у них свои убеждения, свое понимание жизни. И от причинения вреда другим людям их останавливает только одно – страх. Он позволяет держать таких людей в узде. Тупой, примитивный животный страх – это единственное, что может сдержать зло, живущее в них. И чтобы этот страх в них пробудить – им нужно дать понять, что в случае совершения ими плохих дел, в случае причинения ими вреда другим людям – наказание их обязательно настигнет. Таким образом, месть – это своего рода закон жизни [принцип талиона], который призван карать зло. Око за око, зуб за зуб – это именно тот принцип, которые призван уравнять наказание с причиненным ущербом. Но этот принцип небезупречен, так как очень часто люди причиняют друг другу вред, совершенно не задумываясь о последствиях. Они, что называется, не ведают, что творят. И поэтому последующая месть в таких случаях – это часто не столько устрашение зла, сколько его раскручивание. Тут уже уместно вспомнить слова Махатмы Ганди, который сказал, что принцип “око за око” сделает весь мир слепым. Поэтому грань между необходимой местью и местью, порождающей цепную реакцию, очень тонка.
Тем не менее, в политике, спецслужбах, криминальном мире – месть имеет очень важное значение. Она является проявлением силы. Если ты можешь отомстить – тебя боятся, тебя уважают, с тобой считаются. Никакая агрессия, никакой причиненный врагом вред, никакое предательство не должны оставаться безнаказанными, иначе это будет проявлением слабости, которая, как вы знаете, провоцирует агрессора на проявление еще большей агрессии. Поэтому с этой точки зрения, месть – это не столько обида, сколько вполне практичное действие, практичность которого заключается в том, что ваши враги и недоброжелатели видят в вас силу и поэтому считаются с вами. Но несмотря на практичную сторону мести, она не всегда полезна и не всегда нужна. Давайте теперь посмотрим, в каких случаях от нее лучше отказаться.
Почему не надо мстить?
Теперь мы рассмотрим аргументы против мести. Все-таки, в одних ситуациях мстить можно и нужно, а в других, от мести лучше отказаться. Первый и основной аргумент против мести – это смысл. Вы должны просто понять, что вы получите и что потеряете, если будете кому-то мстить. Плюсы должны перевесить минусы. В некоторых ситуациях месть приводит к тому, что жизнь того человека, который отомстил, становится только хуже. И получается, что такая месть наносит вред не только обидчику, но и тому, кто мстит. И если это вред мстителя довольно существенный, то в такой мести нет никакого смысла. Да и просто важно всегда понимать – что вы получите, если отомстите, какую пользу вам ваша месть принесет. Если даже на душе у вас из-за этого легче не станет, по тем или иным причинам, то зачем вообще тратить на месть свою жизнь? Не надо думать о тех, кому вы мстите – думайте прежде всего о себе. Зло в этом мире все равно никуда не исчезнет, оно будет всегда, а вот ваша жизнь у вас вроде как одна, и разумнее прилагать усилия для того, чтобы сделать ее лучше, а не стремиться ухудшить жизнь другим.
Следующий момент – это ресурсы. Месть требует самых разных ресурсов, прежде всего временных. Чем качественнее ваша месть и чем сложнее вам отомстить человеку из-за его статуса и возможностей, тем больших ресурсов она от вас потребует. Конечно, всегда можно воспользоваться удобным случаем и отомстить человеку легко и быстро, без особых усилий, воспользовавшись его слабостью, проблемами, ошибками. Но рассчитывать на такие случаи, естественно, не приходится. Так что если мстить целенаправленно, обдуманно и эффективно, то потребуются определенные ресурсы. Учитывая это, можно сказать, что не всегда игра стоит свеч. Потому что те же самые ресурсы вы можете пустить на улучшение своей жизни и расширение своих возможностей, а не на бессмысленную месть. А имея большие возможности – вы обретете власть над людьми и при необходимости сможете расквитаться с теми из них, кто когда-то причинил вам вред. Так что в этом смысле лучшей местью вашим обидчикам и врагам будет ваш успех в жизни, который сделает вас сильным и главное счастливым.
Но еще более весомым аргументом против мести является ваше понимание того, что вы не должны и не обязаны мстить. Понимаете – не обязаны. Никто не вправе отговаривать вас от мести, и никто не вправе вас к ней призывать. Вы и только вы решаете, мстить вам или не мстить – это ваш личный выбор. Поступайте так, как вам хочется, как вам удобно и не думайте о чужом мнении на этот счет. Другие могут поступать так, как удобно и как нужно им, а вы поступайте так, как удобно именно вам. И если вы хотите кому-то отомстить, то задайте себе всего один вопрос: зачем вам это делать? Не почему, а именно зачем? То есть, не смотрите в прошлое – не поднимайте свои обиды и не используйте их в качестве мотивации к мести, от них вы можете избавиться другими способами – посмотрите в будущее и скажите, что даст вам ваша месть? Если вы видите в ней пользу для себя – мстите. Если нет – не нужно заставлять себя это делать.
Как отомстить?
Если вы приняли решили мстить тем, кто когда-то причинил вам какой-то вред, обидел, оскорбил, унизил вас, то тогда вам нужно понимать, как правильно это сделать. Отомстить обидчикам можно разными способами, в зависимости от того, кто именно причинил вам вред. Важно понимать главное: месть это блюдо, которое нужно подавать холодным, как гласит итальянская пословица. Чем более холодным будет ваш разум, тем серьезнее вы подойдете к этому делу и тем более успешной окажется ваша месть. Поэтому с местью ни в коем случае не нужно спешить. Время играет вам на руку. Чем дольше ваш обидчик будет оставаться безнаказанным, тем сильнее он расслабится и потеряет бдительность. А вы тем временем разработаете безупречный план мести, который затем воплотите в жизнь.
Месть также требует от человека гибкости. Если вы будете действовать прямолинейно, вы рискуете потерпеть неудачу, последствия которой могут быть такими, что вы вообще можете потерять все возможности отомстить. Поэтому ищете разные возможности отомстить – чем больше их будет, тем лучше. Изучите своего врага, найдите его слабые стороны, узнайте о том, что делает его сильным – высокое положение в обществе, надежные источники дохода, связи с влиятельными людьми, прочее. Все эти опоры можно и нужно будет пошатнуть, чтобы ослабить этого человека. Особенно важно узнать о том, что для вашего обидчика является самым ценным в жизни, самым дорогим, что он боится потерять – это та мишень, ударив в которую, вы гарантированно причините ему существенный вред, а значит, сможете отомстить. Обычно то, что для человека самое ценное в жизни – он тщательно скрывает и охраняет, так как в этом заключается его слабость. А вам надо эту слабость найти и нанести по ней удар. Это как кощеева смерть, которая запрятана в яйце – найдете яйцо, сможете победить кощея, то есть, отомстите своему обидчику.
Ваша месть необязательно должна быть зеркальной. Мстите так, как можете, а не так, как условно будет правильным отомстить. Ассиметричные действия часто намного эффективнее симметричного ответного удара, для которого у вас просто может не хватить ресурсов и возможностей. Так что за око, можно требовать не только око, а за зуб не только зуб. Вы также можете использовать в своих целях врагов своего обидчика. Для этого вам необходимо будет их выявить и затем либо вступить с ними в союз, по принципу: враг моего врага – мой друг, либо просто помочь им разными способами нанести вред вашему обидчику, например, тайно или открыто снабдив их полезной информацией о нем. Так вы сможете отомстить чужими руками. Имейте в виду, что чем более высокое положение в обществе занимает человек, тем больше у него врагов. И слабость этих врагов, как правило, заключается в их не сплоченности. Но если вы поможете им объединить свои усилия, то тогда они смогут справиться даже с очень могущественным человеком. Вообще, хочу заметить, что месть, осуществленная чужими руками – это самая лучшая месть. Стравить своих врагов друг с другом или натравить кого-то на своего обидчика, чтобы тот причинил ему вред, вместо того, чтобы вредить ему своими руками, значит успешно отмстить и остаться при этом чистым. В общем, вариантов мести может быть много. Поэтому всегда ищите именно такой вариант, который окажется наиболее удобным для вас. Неважно, как он будет выглядеть – месть необязательно должна быть красивой и условно справедливой – она должна осуществиться, чтобы вы о ней забыли.
Таким образом, друзья, если вы все-таки решитесь мстить, тогда подходите к этому делу творчески. Обязательно угомоните свои эмоции и включите голову, чтобы все сделать правильно и получить нужный вам результат. Используйте манипуляции, чтобы сделать месть скрытой и неожиданной, а также для того, чтобы использовать других людей, в том числе и врагов своего врага, в этом деле. Я не берусь судить, правильно это или нет, мстить другим людям – это ваш собственный выбор и вам его делать. Но вы должны понимать, что ответственность за этот выбор лежит на вас, а значит и с последствиями своего решения именно вы будете иметь дело. Вы можете отомстить, сделав для этого все возможное, но при этом ухудшить свою жизнь, что-то потеряв и в чем-то проиграв. А можете испытать глубокое и абсолютное удовлетворение от своей мести. Вам необходимо быть морально готовым к обоим этим последствиям.