Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстикт,
кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте,
когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир.
Ж.Ж.Руссо.
Что такое педагогика? Я вновь перечитала определение этого слова. Мне кажется педагогика - это что-то емкое, громкое. Хотелось бы выделить маленькую, казалось бы не такую важную, дошкольную педагогику, которая мне ближе и роднее.
Я педагог-дошкольник, а проще - воспитатель детского сада. Для меня воспитатель - не профессия, не работа, не увлечение - это моя жизнь. Мне посчастливилось проживать период детства много раз, со своими любимыми, ставшими родными детьми. Каждому из них отдана частичка своей души, своего сердца. Кто-то из них уже привел своих детей, кто-то начал ходить в детский сад - все они любимы, за каждого переживаешь, как за родного человека.
Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних тревога, в других - преданность, в третьих - ожидание чего-то нового, а в каких-то растерянность, может быть и равнодушие. Все разные! У каждого свое воображение, свой мир, который нельзя пошатнуть, а нужно помочь, подставить свои руки.
Я думаю, детей надо любить такими, какие они есть. И не только любить, в них надо «раствориться». В общении с дошкольниками должно быть определенное состояние, я бы сказала, дух - дух справедливости, дух прощения, дух независимости, дух молодости, дух веселья и, наверное, дух любви.
Дети-дошкольники многому учат и нас, взрослых. Они умеют прощать, причем бескорыстно, они умеют дружить «просто так», по-своему они веселятся, с особым задором.
В прошлом воспитательниц называли «садовницами», наверно потому, что считали «дети - цветы жизни». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, к каждому цветку свой подход: один любит свет, другой прохладу, один - обильный полив, другой и без влаги произрастает прекрасно. Так и в работе воспитателя: каждому ребенку необходимо понимание его личности. Я причастна к становлению личности, и как педагог несу ответственность за то, чтобы ребенок не был унижен, чтобы он понял и узнал, каковы его возможности.
Труд педагога труден и нелегок. Но людей этой профессии объединяет одно - они отдают свое сердце детям.
И высшая их награда - любовь детей.
Мы подбирали цитаты о прекрасных женщинах и о сильных мужчинах, но вот про самых маленьких человечков почему-то забыли. А ведь дети - это продолжение любви между женщиной и мужчиной. И это несказанно несправедлив, что мы про них еще не подбирали различные цитаты. И это просто грех не сказать про них:) Дети - это плод самого светлого, волшебного и вечного на Земле, они - плод Любви.
Дети непредсказуемы, искренние, взбалмошные, игривые, активные, порой изобретательны и креативны. Но они, в отличии от взрослых, всегда остаются собой и никогда не скрывают своих настоящих чувств и эмоций. И этому у них нам, взрослым, стоит поучиться. Думаю, что не нужно недооценивать детей и постоянно их учить тому, чему мы сами не умеет. Процесс воспитания должен быть взаимным: взрослые учат детей, а дети, в свою очередь, учат взрослых. Мы должны учиться у друг друга, тогда мы начнем понимать наших детей. И тогда мы начнем радоваться вместе с ними каждой минуткой нашей жизни.
Дети так ярко разукрашивают нашу серую жизнь всеми радужными красками, они придают ей смысл. Ну как же без них? Ведь они с собой приносят счастье
Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее.
Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной.
Когда малыш дома, у матери от него болит шея; а когда он на улице у нее болит сердце.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать вопитание с самого себя.
Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними.
Небьющаяся игрушка - это игрушка, которой ребенок может разбить все свои остальные игрушки.
Дайте детству созреть в детях.
Детям и родителям иногда нужны годы, чтобы встретиться лицом к лицу.
Дети - живые цветы земли.
Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.
Без детей нельзя было бы так любить человечество.
Я начинаю подозревать, что дети существуют исключительно ради того, чтобы огорошивать своих родителей всяческими сюрпризами.
Любовь ребенка - чище хрусталя.
Иметь детей - это богатство, быть мамой - великое счастье!
РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…
Дети - это прекрасно: куда ни сядешь - в попе кубик.
С рождением детей в доме исчезает порядок, деньги, покой и безмятежность… и появляется счастье.
Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем.
Дети - это цветы жизни! Утверждение, которое очень часто звучит из уст взрослых. Что же именно они подразумевают сравнивая детей с цветами? Скорей всего это сравнение идет от того, что за детьми, как и за цветами, нужен чательный уход и забота. Но все ли взрослые понимают какой именно уход необходим и в чем должна проявляться забота? Что от их действий и поступков зависит то, какой вырастит человек? Или, переводя вновь на сравнение, насколько рано или поздно завянит цветок?
Появление ребенка в семье - это прежде всего ответственность за то, какого человека эта семья выпустит в общество, каким он отправиться в свободное плаванье и как он сможет прожить счастливую и длительную жизнь. В связи с этим взрослые должны осозновать то, каким образом они будут воспитывать своего ребенка, знать какие есть важные моменты в воспитании и развитие и какие необходимо создавть условия, чтобы он рос здоровым, полноценным и счастливым.
Мало кто из родителей еще до рождения готовятся стать родителями, ведут правильной образ жизни, еще находясь в утробе, создают ребенку благоприятные условия для развитмия и интересуется психологией детей. А ведь это очень важно знать какие есть основные возрастные периоды и кризисы, особенности развития физиологической, эмоциональной, интеллектуальной сферы, какие качаства необходимо формировать в той или иной период, какие условия необходимо создавать, чтобы ребенок разивался, да и многое другое. Но главное родители должны осознавать, что ребенку необходима их любовь и внимание.
Сейчас, чаще всего, родители перекладывают ответственность за воспитание на других: бабушек, нянь, воспитателей и учителей. Это связано с тем, что многие из них считают важным создание максимально улучшеной материальной атмосферы, т.е чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вот проблема в том, что в такой ситуации, ребенок лишается максимальной материнской, да и отцовской любви и заботы, что необходимо ему гораздо больше, чем все игрушки и вещи вместе взятые. Конечно важно в каких условиях будет расти ребенок, но важнее то, насколько его родители будут уделять ему внимание в виде соместных игр, прогулок, чтения книг, просмотра видио, насколько часто он будет ощущать их присутствие и непосредственный контак. Есть одна замечательная история, которая наглядно показывает важность присутствия родителей в жизни ребенка и важность для ребенка чувствовать и ощущать их любовь:
"Жила-была маленькая девочка. Были унее мама и папа. Девочка знала, что ее любила мама, но не понимала, как. Мама всегда была занята, всегда грустная и уставшая. А папы или не было дома, или он сердито разговаривал с мамой.
Очень часто девочка жила у бабушки, которая ее, наверное, тоже любила, но была строгой. И мечтала девочка о дне, когда увидет маму. Но маму около себя она видела, когда начинала болеть. И поэтому болеть девочка очень любила.
Однажды, когда мама была очень далеко, в другом городе, девочка не сумела рассчитать своих сил и заболела так, что ее положили в больницу. Без мамы. Девочка была очень напугана, решила, что не кому не нужна, если ее отправили жить в чужой дом, с чужими тетями, где ей делают только больно.
Не успела девочка понять, за что ее так наказали, как кто-то сказал, что ей нельзя выходить даже в коридор. И тут девочка подумала, что хуже, чем она, никого на свете нет. И смирилась.
Она не стала сопротивляться. Она легла на кровать. Девочка не видела, ради чего можно захотеть подняться вновь.
Однако надежда, что вдруг появиться мама, очень хрупкая надежда - маленькими лучиками - еще оставалась.
Время от времени девочка выходила из забытья, откуда-то из темноты, и видела то тарелку на тумбочке с нетронутой манной кашей, которая казалась деревянной, то бутылочки и трубочки, по которым что-то капало и капало...И увидев иглу в своем теле, очень удивлялась, что не чувствует боли.
А мамы все не было...Один за другим затухали лучики надежды.
ОНА НЕ ЗНАЛА, сколько дней и недель прошло.
Открыв глаза, девочка девочка увидела на сером пододеяльнике белого червячка и не смогла вспомнить, что с ней и где она. Только смотрела и смотрела на червячка. И увидела себя словно со стороны. Она и это маленькое живое существо - не противное, не прикрасное - никакое. Рядом...
Погас последний лучик.
Девочка закрыла глаза. Она ничего не видела и не слышала. И только темнота. Девочка почти "там"...
Вдруг- очень слабое ощущение тепла! Откуда-то скозь стены. Она боялась поверить. Напрягалась. Да, даже "оттуда" она почувствовала свою маму.
Девочка знала, что мама ее любит, но не понимала как.
Девочка еще не видит и не слышит, но как-то понимает, что мама не сама пришла, что маму позвали посмотреть на девочку.
Девочка еще не знает, нужна ли она маме теперь. Она напряглась. Она ждет...
Вдруг она чкствует, как тепло, мамино тепло окутывет ее с головы до ног. Девочка открывает глаза, видит маму.ю но скорее догадывается, чем слышит: "Доченька, ты что-нибудь хочешь?"
Девочка, все еще боясь поверить, скорее думает, чем говорит: "Порисуй мне".
Это первое пришло в голову, чтобы проверить, убедиться, не откладывая: правдв ли, что для нее, для девочки , что-то хотят сделать?
И мама поняла... И начала рисовать. Мама рисует с упоением. В девочке просыпается почти угасшая душа. Она уже видит и слышит. Она понимает, что мама рисует для нее. Для девочки! Ради девочки!
Кажется, и мама боится поверить, что дочь ее уже здесь, с ней. Мама чувствует, что как только она перестанет рисовать, девочка опять уйдетот нее, уйдет насовсем.
И мама рисует. Старательно. Почти не дыша. Не отвлекаясь.
У девочки будто растут крылья. Она просит посадить ее. Она хочет видеть свою маму. И как мама рисует.
А мама рисует оранжевый кленовый листок. Потом куклу. Потом еще что-то...Девочка смотрит и смотрит.
Открывается дверь, входит женщина в белом халате и от изумления будто натыкается на стеклянную стену. Вбегает еще кто-то...И еще. Все стоят и смотрят.
Мама с девочкой чувствуют себя немного виноватыми. Мама не поднимает головы, боиться оторвать карандаш от бумаги.
И все лучики надежды вдруг снова вспыхнули, ожили и превратились в оранжевое солнце на мамином рисунке"
Это реальная история. Девочке было 7 лет, она попала в больницу, потому что утратила любовь не просто как воприятие маминого тепла, а как чувство - главную смыслообразующую ценность, присущую личности. Маму вызвали попрощаться с ребенком. Еще немного - и было бы поздно. Но мама выступила в роли интуитивного психолога. Не словами, а действиями она доказала и показала дочери, что эта жизнь стоит того, чтобы ее продолжать, потому что любовь никуда не исчезла. Девочка поверила в реальное мамино присутствие и ее любовь, и именно действия мамы, убедили девочку в том, что она нужна ей и что она - личность , т.е. человеческое сучщество, принятое внешним миром и осуществляющее с ним эмоциональное и осмысленное взаимодействие.
Возвращаясь к цветам, дети, как и цветы без любви и заботы могут быстро завянуть и ответсвенность за это лежит перед родителями. И как уже говорилось выше, забота не должна проявлять только в материальном обеспечении жизни ребенка, ведь дети, если мы им не внушаем, что это важно и это главное, не осознают той ценности вещей, которой придаем ей мы. Дети гораздо счастливей, когда их мама и папа вместе с ним играют, например, в прятки или догоняшки, или когда они вместе читают книгу, гуляют в парке, кормят птиц, когда ребенок задает вопросы, и родители отвечают ему, когда он хочет делать что-то сам и родители дают ему такую возможность, когда их просто обнимают и с эти объятием передают всю свою любовь. В такие моменты дети осознают, что родители их любят. Они чувствуют это и понимают, что значимы и что жизнь - интересная и прекрасная штука)))